Расположение шлюзов в гидроузлах
В состав судоходных сооружений гидроузла помимо собственно шлюза входят причальные и направляющие сооружения в верхнем и нижнем подходных каналах, которые служат для отстоя судов, ожидающих шлюзования (рис. 23.1), причем длина причала должна быть не менее длины
Рис. 23.1 Схема однокамерного судоходного шлюза:
I - IV- положения судна; 1 - верхний подходный канал; 2 - шкафная часть; 3 - ворота; 4 - верхняя голова; 5 - водопроводные устройства; 6 - камера; 7 - стена камеры; 8 - нижняя голова; 9 - нижний подходный канал; hк - глубина на короле; hо - осадка судна
камеры шлюзов Lк; кроме того, для защиты судов от влияния речного потока на выходе из шлюза с двух сторон устраивают раздельные дамбы протяженностью не менее 1,2 Lк.
Для обеспечения безопасных эксплуатационных условий при у подходе, отстое и вводе судов в шлюз последний должен располагаться на прямой, длина которой
(23.3)
где п - число камер последовательного шлюзования;
lc - длина состава (каравана) шлюзующихся судов;
- сумма длин голов, не входящих в полезную длину камеры.
При решении вопроса о плановом расположении судопропускных сооружений в напорном речном гидроузле большое значение оказывают местные природные условия, а также состав прочих сооружений. Судоходные шлюзы могут располагаться в узле различным способом. Шлюз в речном русле в настоящее время считается наиболее предпочтительным компоновочным решением, так как позволяет ускорить судопропуск и в большинстве случаев приводит к снижению строительных и эксплуатационных затрат, однако оно преимущественно применяется в узких долинах рек, не обладающих развитой поймой. Если створ гидроузла размещен на извилистом участке реки, то судоходный шлюз располагают в спрямляющем канале.
При пойменной компоновке гидроузлов оказывается возможным однобережное расположение, иногда за общей перемычкой всех бетонных сооружений, включая и судоходные шлюзы (например, Чебоксарский гидроузел). Такое решение экономично и выгодно в производственном отношении, так как требует при возведении сооружений лишь одной строительной площадки. В отдельных случаях оказывается выгодным примыкать судоходные шлюзы к зданиям гидроэлектростанций (без промежуточной земляной вставки). Но при этом между ними должны быть раздельные бетонные стенки, которые ограждают подходные каналы шлюза в верхнем бьефе от волнения, а в нижнем бьефе - от больших скоростей течения.
В створе гидроузла по оси плотин может находиться верхняя или нижняя голова (рис. 23.2). Лучшим расположением шлюза, исходя из статических условий его работы, считается такое, когда камера его находится в нижнем бьефе (рис. 23.2, а), однако вэтом случае усложняются транспортные пересечения плотины и шлюза, которые приводят или к устройству мостового перехода через верхнюю голову с повышенными отметками проезжей части или же разводного моста. Для решения вопроса о транспортных пересечениях судоходный шлюз выдвигают в верхний бьеф, что позволяет судам проходить под мостом при уровнях нижнего бьефа, а дорога для
Рис. 23.2. Схема пропуска дорог через нижнюю голову судоходного
шлюза:
а - камера шлюза в нижнем бьефе; б - камера шлюза в верхнем бьефе; 1 - земляная плотина; 2 - здание ГЭС; 3 - водосливная плотина; 4 - судоходный шлюз; 5 - дорога; 6 - мост через шлюз
наземного движения более удобно проходит через весь гидроузел (рис. 23.2, б).
Наряду с грузопассажирским речным флотом в последнее время широкое распространение получили так называемые скоростные пассажирские суда малых размеров со скоростями движения до 100 км/ч. Пропуск их через обычные судоходные шлюзы по многим причинам невыгоден. В связи с этим в составе гидроузлов стали появляться специальные малогабаритные шлюзы (Николаевский гидроузел) или же шлюзы с промежуточной головой (Карамышевский гидроузел), позволяющие ускорить процесс прохождения судов через гидроузлы.
Так же рекомендуем посмотреть:
-
Виды торговой мебели
Оборудование для торговли необходимо для того, чтобы осуществлять хранение и демонстрацию различного товара. -
Особенности алюминиевых и медных листов
Современная промышленность нуждается в качественных материалах, которые не будут окисляться и подойдут для штамповки любого типа. -
Использование облицовочной керамической плитки
Сегодня, пожалуй, использованием облицовочной керамической плитки уже и не удивишь совсем никого: встретить ее можно если и не в каждом доме, то в трети точно. -
Как сделать подвесной потолок в офисе
Когда на рынке появился гипсокартон, заниматься ремонтом стало проще. Раньше для отделки можно было использовать кафельную плитку, обои. -
Аренда экскаватора: особенности выбора техники и ее эксплуатации
В строительстве, при проведении дорожных работ, в процессе демонтажа зданий активно используется землеройная техника.