Строительные грузы. Транспортные средства и дороги в строительстве

Методические советы

В условиях современного индустриального строительства, когда широко применяются готовые конструкции заводского изготовления, выросла роль транспорта.

Например, расходы на транспорт и погрузочно-разгрузочные работы составляют по стоимости до 25 % и по трудоемкости до 40 % всех расходов на строительство.

 

 

В зависимости от физических характеристик строительные грузы принято разделять на следующие группы: сыпучие (песок, гравий, щебень, грунт); порошковидные (цемент, гипс); тестообразные (бетонная смесь, раствор, известковое тесто); мелкоштучные (кирпич, бутовый камень, асфальт в плитках, бидоны с краской и т.п.); штучные (оконные и дверные блоки, железобетонные плиты и панели); тяжелые (железобетонные элементы значительной массы, разное тяжелое оборудование); долго мерные (железобетонные и стальные колонны, фермы, трубы, лесоматериалы); крупнообъемные (санитарно-технические кабины, блок-комнаты, крупногабаритные контейнеры, резервуары и др.); жидкие (бензин, керосин, смазочные масла и т.п.).

Для каждого вида грузов характерные свои особенности и средства транспортировки.

Транспорт бывает горизонтальный и вертикальный, внешний, внутренний, строительный и объектный.

Для перевозки грузов в строительстве используют следующие виды транспорта:

- автомобильный - самый распространенный (до 85% перевозок);

- тракторный для перемещения тяжелых грузов, особенно в условиях бездорожья;

- железнодорожный для внешних перевозок (до 10% всех перевозок) и реже - для внутренне площадочных;

- воздушный для доставки грузов в труднодоступные районы с помощью большегрузных самолетов, вертолетов или специальных транспортных дирижаблей;

- специальные виды транспорта для внутристроительных и объектных перемещений строительных грузов.

Вертикальное перемещение строительных грузов в условиях строительной площадки осуществляют монтажными кранами и подъемниками.

Строительные дороги

Строительные дороги

Строительные автодороги включают подъездные пути к строительным площадкам и внутристроительные дороги. Как правило, подъездные пути являются постоянными автомобильными дорогами, а внутристроительные - временные. Внутристроительные дороги могут быть сквозными, тупиковыми и кольцевыми.

По назначению и роли в строительном производстве средства автомобильного транспорта классифицируют на две группы:

- автомобили общего назначения (грузовые бортовые машины, самосвалы, автопоезда в составе автомобиля и прицепов) и

- специализированные автотранспортные средства.

Применяют маятниковую и челнок схемы автотранспортных перевозок. При перевозке по маятниковой схеме используют автомобили или автопоезда с неотцепными звеньями. При схеме челнока автотранспортных перевозок один тягач работает последовательно с двумя и более прицепами. Наибольшее распространение получила схема работы тягача с тремя прицепами, когда один прицеп находится под нагрузкой, другой - под разгрузкой на строительной площадке, а третий - в дороге.

Из специальных видов транспорта применяют ленточные конвееры, канатные дороги и трубопроводы.

Ленточные конвееры применяют для транспортировки грунта, заполнителей, бетонной смеси, а в некоторых случаях и мелкоштучных материалов - кирпича и т.п.

Подвесной канатный транспорт применяется в местностях со сложным рельефом.

Трубопроводный транспорт используют для доставки некоторых строительных материалов: по трубам перемещают размытый водой грунт, бетонную смесь, раствор для штукатурных работ, цемент и т.п.

Машины и механизмы, которые осуществляют погрузочно-разгрузочные операции, подразделяются на следующие группы: работающие независимо от транспортных средств и конструкции транспортных средств, которые являются их частью.

В строительстве преобладают грузы в виде конструктивных элементов, однако все еще находят массовое применение мелкоштучные и штучные материалы и изделия. Для перевозки подобных строительных грузов, особенно тарно-паковочных и штучных, наиболее целесообразно использовать пакеты и контейнеры.

Пакет - это уложенная на специальный поддон партия груза. Пакеты должны быть сформированы так, чтобы на всех этапах перемещения сохранялась их форма. Контейнер - это многооборотное объемное устройство. Различают контейнеры универсальные и специальные. Пакетирование и контейнеризация позволяют резко снизить трудоемкость погрузочно-разгрузочных операций.

Вопросы для самопроверки

1.На какие группы разделяют строительные грузы?

2.Суть, назначение и виды горизонтального, вертикального, внешнего, внутрипостроечного и объектного транспорта.

3.Условия применения автомобильного, тракторного, железнодорожного и специального видов транспорта.

4.Виды специального транспорта.

5.Схемы перевозок.

6.Виды автодорог.

7.Постоянные и временные дороги.

8.Что такое подъездные пути и внутрипостроечные дороги?

9.Что такое пакет и контейнер? Для чего их используют?

Так же рекомендуем посмотреть:

© 2007 Hydrotechnics.ru.
Использование материалов разрешается при обязательной установке
активной гиперссылки на сайт Hydrotechnics.ru рядом с опубликованным материалом.