Асфальтные и битумные облицовки
Получили распространение в связи с успешным применением асфальтобитумных материалов в дорожном строительстве. Существует несколько видов таких облицовок.
Асфальтобетонные облицовки выполняют в виде слоя асфальтобетона толщиной 5-8 см по подготовке из щебня или гравия; поверхность его перед пуском канала в эксплуатацию покрывают горячим битумом с добавкой коротковолокнистого асбеста. Смесь из асфальтового битума (6-9%),заполнителя (песка и щебня), нагретую при 160-1800 С, укладывают на откосах при температуре не ниже 140° С, а по дну канала иногда ее разливают (литой асфальтобетон). Асфальтобетон обладает достаточной прочностью, гибкостью, стойкостью против атмосферных воздействий и водонепроницаемостью большей, чем бетон. Недостатком асфальтовых облицовок является пробивание их растениями, с чем ведется борьба путем стерилизации грунта - поливки его веществами, уничтожающими жизнеспособность корневой системы растений, или устройством жесткого основания под асфальтобетон из бетона (5 см), или уплотненной смеси грунта с цементом. Очень важен подбор состава асфальтобетона, что следует поручить специальной лаборатории; одежда из легкоплавких асфальтов и битумов оползает, а поэтому не должна применяться в районах с жарким климатом.
Облицовки из асфальтового раствора (песчаные асфальты) отличаются от асфальтобетона отсутствием в смеси щебня и большим содержанием битума (9-14% по массе). Эту облицовку выполняют толщиной 3-5 см, возможно армирование сеткой (от 5x5 до 10х10 см) или мешковиной (полотном).
Разновидностью асфальтовых облицовок являются асфальтовые плиты (маты) толщиной 1-2 см, представляющие собой асфальтовое заполнение между двумя слоями пропитанного асфальтом войлока. Швы между плитами (внахлестку) заливаются асфальтом. Эти облицовки недороги, но страдают от копыт животных и нуждаются в защите.