Проектирование автомобильных дорог
История возникновения и развития дорог
Сухопутные безрельсовые дороги являются одним из элементов транспорта, названного К. Марксом четвертой областью материального производства.
История дорожного строительства и его техники теснейшим образом связана с развитием человеческого общества и материальной культуры.
Лишь первобытно-общинный строй почти не знал дорог; люди жили небольшими группами, надобность в путях сообщения отсутствовала.
С возникновением рабовладельческих государств появилась возможность использовать простую кооперацию труда в крупных масштабах, например, при строительстве египетских пирамид, индийских храмов, строительстве дорог в древней Персии, Ассирии, Риме.
Уже в 3000 г. до н. э. отмечены первые следы существования колесных экипажей; в 750-612 гг. до н. э. в Ассирии создана дорожная сеть (начало почтовых операций); в 530-330 гг. до н. э. в Персии существовала развитая сеть хороших дорог; на рубеже новой эры - расцвет дорожного строительства в древнем Риме.
Современное состояние дорожной сети и перспективы ее развития
Автомобильные дороги за рубежом
Классификация автомобильных дорог
Строительство особо важных магистралей в стране осуществляет Главное управление по строительству автомобильных дорог (Главдорстрой).
Основные конструктивные элементы дороги
б) продольный профиль (проекция на вертикальную плоскость параллельно к оси дороги);
в) план (проекция на горизонтальную плоскость)
2) одежда дороги - обращенная к поверхности часть дороги, предназначенная для восприятия нагрузки от проходящих автомобилей и передачи ее в рассредоточенном виде на земляное полотно;
3) искусственные сооружения - сооружения, устраиваемые с целью сохранения непрерывности движения в местах, где при прокладывании дороги приходится пересекать различные препятствия в виде рек, ручьев, оврагов, других дорог, горных хребтов;
4) эксплуатационные сооружения - линейные здания, ремонтные и остановочные пункты, бензозаправочные станции, станции обслуживания и т. п.;
5) дополнительные элементы - дорожные и сигнальные знаки, путевые знаки, ограждения и т. п.
Поперечный профиль дороги
Поперечный профиль (рис. 3) всегда соответствует какой-то одной, определенной точке дороги. Однако у разных точек дороги могут быть либо одинаковые, либо подобные поперечные профили.
Для поперечного профиля в нулевых условиях характерно, что бровки (границы) полотна дороги находятся в одном уровне с поверхностью земли.
Для поперечного профиля с насыпью характерно расположение бровок полотна над поверхностью земли.
Для поперечного профиля с выемкой характерно расположение бровок полотна ниже поверхности земли.
Полотно дороги состоит из следующих частей:
-проезжей части, непосредственно предназначенной для движения и занимающей центральную часть полотна;
-обочин - боковых полос, прилегающих к проезжей части и с внешней стороны ограниченных бровками;
-у городских проездов и улиц вместо обочин устраиваются тротуары;
-кюветов - боковых канав, служащих для отвода поверхностных вод.
Для земляного полотна, устраиваемого в виде насыпей или выемок, характерно наличие откосов, обеспечивающих устойчивость полотна.
Пропускная способность автомобильных дорог
Пропускная способность одной полосы движения, т. е. то максимальное количество единиц подвижного состава, которое может проследовать по дороге, при движении с расчетной скоростью в одном направлении за определенный период времени, например один час, определяется исходя из следующих данных:
V - заданная техническая скорость движения автомобилей, км/час;
х - среднее расстояние (габаритная длина), занимаемая одним автомобилем (автопоездом), м;
- интервал (промежуток времени) между следующими один за другим автомобилями, час. Приэтих показателях в течение 1 часа по дороге может быть пропущено N автомобилей (искомая пропускная способность), следующих друг за другом с интервалом I час Nt = 1 час,
откуда , где коэффициент 1000 введен в числитель с целью обеспечить единство измерителей (поскольку скорость учитывается в км/час, а расстояния - в м)
Особенности проектирования автомобильных дорог в плане
Роль уклона дороги в тяговом балансе автомобиля
Особое значение приобретает уклон в продольном профиле, когда он совпадает с направлением оси дороги и, таким образом, непосредственно связан с поступательным движением автомобиля.
От величины (крутизны) уклона зависит возможность автомобиля пройти по данному участку дороги.
Двигатель автомобиля развивает эффективную мощность, которая создает на коленчатом валу крутящий момент.Продольный профиль автомобильной дороги
В результате того, что масштаб высот в 10 раз крупнее масштаба расстояний, на продольном профиле изображение рельефа более наглядно.
В соответствии с требованиями стандарта на продольный профиль наносятся следующие элементы (рис. 15):
-графа пикетов и расстояний (шириной 1 см); заполняется в тех случаях, когда на пикете есть плюсовые точки;
-графа черных отметок (1,5 м); в нее заносятся отметки (высоты) всех пикетных и плюсовых точек Н0, Н1 ... Нп, лежащих на пересечении поверхности земли вертикальной поверхностью, проведенной через ось дороги;
-графа красных отметок (1,5 см), в которую заносятся отметки бровок дорожного полотна;
Некоторые основные принципы проектирования трассы автомобильной дороги
Земляное полотно
Дорожная одежда
Основное назначение дорожной одежды - воспринимать нагрузку от проходящих автомобилей и передавать ее на земляное полотно в рассредоточенном виде и в размере, не превосходящем той допустимой величины, которую может оказывать грунт земляного полотна, подвергаясь давлению.
Нагрузки, приходящиеся на каждое колесо автомобиля, обычно настолько велики, а сопротивление грунта настолько незначительно, что площадь восприятия земляным полотном нагрузки от колеса автомобиля нормально должна была бы выражаться в сотнях квадратных сантиметров.
Фактически след колеса автомобиля на поверхности дороги (в месте соприкосновения пневматической шины с поверхностью проезжей части) составляет всего несколько десятков квадратных сантиметров.
Отсюда видно, что задача дорожной одежды состоит в том, чтобы увеличить площадь сопротивления нагрузке во много раз (рис. 30).
В противном случае временное сопротивление грунта будет превышено и сделается неизбежным появление повреждений дорожного полотна, образование на поверхности дороги рытвин и колей.
Искусственные сооружения на дорогах
Искусственные сооружения - важный и неотъемлемый элемент каждой автомобильной дороги. Они предназначены для того, чтобы обеспечить беспрепятственный пропуск дороги в местах ее пересечения с водотоками, другими дорогами, горными хребтами и т. п.
Искусственные сооружения весьма разнотипны и многообразны. Наряду с простейшими искусственными сооружениями встречаются сооружения, требующие сложных инженерных расчетов при проектировании, больших затрат труда и денежных средств при их постройке.
Устройство асфальтных покрытий
Высокого качества асфальтного покрытия можно добиться при условии строгого соблюдения технологии устройства покрытия в соответствии с нормативными документами. Стоимость выполнения работ напрямую зависит от вида используемых машин и механизмов, исходных материалов и применяемых технологий.
Особенности технологии устройства покрытий из асфальта
Укладка асфальтного покрытия независимо от используемых материалов осуществляется по такой технологической схеме:
- снятие старого асфальта и уборка мусора с полотна дороги, который может мешать выполнению рабочих операций;
- укладка и разравнивание щебня на подготовленную поверхность с последующим тщательным уплотнением;
- пропитка щебня специальной битумной пропиткой, которая объединяет все слои дорожного покрытия;
- укладка асфальтного покрытия с помощью асфальтоукладчиков в несколько слоев.
В зависимости от применяемых материалов технология устройства асфальтного покрытия может быть холодной и горячей. При устройстве покрытий по “горячей” технологии используются размягченные смеси, полученные путем их нагрева до установленных температур.
Так же рекомендуем посмотреть:
-
Виды торговой мебели
Оборудование для торговли необходимо для того, чтобы осуществлять хранение и демонстрацию различного товара. -
Особенности алюминиевых и медных листов
Современная промышленность нуждается в качественных материалах, которые не будут окисляться и подойдут для штамповки любого типа. -
Использование облицовочной керамической плитки
Сегодня, пожалуй, использованием облицовочной керамической плитки уже и не удивишь совсем никого: встретить ее можно если и не в каждом доме, то в трети точно. -
Как сделать подвесной потолок в офисе
Когда на рынке появился гипсокартон, заниматься ремонтом стало проще. Раньше для отделки можно было использовать кафельную плитку, обои. -
Аренда экскаватора: особенности выбора техники и ее эксплуатации
В строительстве, при проведении дорожных работ, в процессе демонтажа зданий активно используется землеройная техника.