Строительство закрытой оросительной сети

Общие сведения о строительстве закрытой оросительной сети

Закрытая оросительная сеть состоит из системы подземных трубопроводов.

Для строительства трубопроводов применяются асбестоцементные, чугунные, полиэтиленовые и стальные трубы.

В общем случае при строительстве закрытых оросительных трубопроводов выполняют следующие строительные операции:

-подготовку трассы и ее разбивку;

-разработку грунта в траншее;

-устройство основания под трубопровод;

-подготовительные работы перед укладкой труб (развозку труб по трассе, осмотр и браковку труб, муфт, уплотнителей и т. п.);

-опускание труб на дно траншеи;

-укладку труб на место в проектное положение;

-монтаж соединений труб и заделку стыков;

Подробнее...

Разработка грунта в траншее

Для этой цели применяют специализированные траншейные многоковшовые экскаваторы с цепным или роторным рабочим органом; одноковшовые экскаваторы" с рабочим оборудованием обратная лопата; комбинированный способ - канавокопателем прорывают пионерную траншею, отодвигают вынутый грунт от траншеи бульдозером, а затем дорабатывают траншею до проектных отметок многоковшовым экскаватором.

Глубину заложения трубопроводов закрытой оросительной сети обычно назначают в пределах 0,8-1,25 м.

При такой сравнительно малой глубине траншеи чаще строят с вертикальными стенками и без креплений.

Однако в зависимости от вида и состояния грунтов и типа рабочего органа землеройной машины траншеи могут иметь и другие формы поперечного сечения (рис. 34).

Ширину траншеи по дну принимают в зависимости от диаметра и материала труб, конструкции стыков и способа укладки труб (табл. 9).

 Минимальная ширина траншей по дну должна быть не менее 0,7 м, чтобы рабочие могли в ней вести укладку труб.

 Для удобства монтажа стыков труб в траншее под каж­дым стыком отрывают приямки. Размеры приямков назначают в зависимости от вида и размеров труб в следующих пределах: глубина 0,2 - 0,4 м (для сварных соединений глубина 0,7 м); длина 0,55 - 1,2 м; ширина D+ (0,5 -1,2 м), где D - диаметр трубы в м.

Подробнее...

Устройство траншей экскаватором обратная лопата

Экскаваторы с рабочим оборудованием обратная лопата (рис. 35) разрабатывают грунт ниже уровня своего стояния в направлении «на себя».

Поэтому их можно применять для разработки грунта ниже уровня грунтовых вод. Экскаватор обратная лопата работает в основном в отвал, но может вести погрузку грунта и в автосамосвалы.

Основные рабочие параметры обратной лопаты:

-радиус резания Rp - расстояние от оси вращения экскаватора до зубьев ковша, опущенного на поверхность забоя (рис. 35, а);

-глубина резания Hр (глубина копания);

-начальный радиус выгрузки Rв*н и начальная высота выгрузки Нн;

-конечный радиус выгрузки Rв*к и конечная высота вы грузки Нк;

-координаты пяты стрелы а и h;

-угол наклона стрелы а° ;

Подробнее...

Поддержание траншеи в осушенном состоянии

Траншея должна находиться без воды на всех этапах работы в ней.

Применяется два способа поддержания траншеи в осушенном состоянии: открытый водоотлив (рис. 36, а) и искусственное понижение уровня грунтовых вод (рис. 36, б).

Открытый водоотлив применяется в устойчивых грунтах при малых коэффициентах фильтрации грунта.

Его проводят по мере разработки грунта с откачкой воды из пониженных мест со дна траншеи или устраивают через 200-250 м временные водосборные колодцы.

Искусственное понижение уровня грунтовых вод необходимо проводить в неустойчивых грунтах с большим коэффициентом фильтрации.

Понижение уровня грунтовых вод необходимо делать до разработки грунта в траншее, используя для этого легкие иглофильтровые установки (ЛИУ).

Подробнее...

Подготовка основания под трубопроводы

Грунт основания должен быть естественного сложения без нарушения природной структуры.

Для этого зачистка дна траншеи до проектной отметки производится непосредственно перед укладкой труб.

На слабопучинистых, болотистых и плывунных грунтах с малой несущей способностью (менее 0,25 кг/см2), а также на скальных грунтах требуется устройство искусственного основания из слоя песка, гравия или щебня толщиной не менее 20 см (рис. 37).

Каждое звено трубопровода должно по всей длине плотно соприкасаться с основанием.

Дно траншеи должно иметь проектные отметки и уклоны. Уклоны самотечно-напорных трубопроводов закрытых оросительных систем должны быть не менее 0,003.

Недоборы грунта на дне траншеи в 5-15 см должны быть ликвидированы вручную. Грунт может быть выброшен на бровку траншеи или на соседний участок с уложенным трубопроводом.

Подробнее...

Монтаж трубопроводов. Монтаж и заделка стыков асбестоцементных трубопроводов двухбуртными муфтами

Асбестоцементные трубы при погрузке и разгрузке, перевозке или падении на твердый грунт теряют почти 50% первоначальной прочности.

Поэтому перед укладкой в траншею их желательно испытать в полевых условиях на специальных стендах.

Для этого концы каждой трубы закрывают заглушками и в трубу нагнетают воду до испытательного давления (см. «Испытание трубопроводов»).

Чтобы заранее избежать излишних повреждений и засорений труб, их следует привозить перед самой укладкой в траншею.

На трассе трубы лучше всего хранить в штабелях недалеко от траншеи. Опускать и укладывать трубы в траншею надо очень осторожно, чтобы не повредить их, используя мягкие тросы, канаты, мягкие чехлы на крючках тросов и другие приспособления.

Соединение асбестоцементных труб в оросительных трубопроводах с рабочим давлением до 6 кгс/см2 включительно выполняют на двухбуртных асбестоцементных муфтах. На внутренней поверхности таких муфт по краям имеются два выступа - бурта. Менее высокий из них называется рабочим. Концы труб гладкие и обточенные. Муфты и кольца Магнум используются для монтажа и ремонта инженерных систем любой сложности можно найти тут. Компания Инжпласт предлагает продукцию высочайшего качества.

Герметичность стыка обеспечивается обжатием резиновых колец, а бурты не допускают выпирания их давлением воды. Круглые резиновые кольца, зажатые между внутренней поверхностью муфты и наружной

Подробнее...

Монтаж и заделка стыков асбестоцементных трубопро­водов самоуплотняющимися асбестоцементными муфтами (САМ)

Практика строительства и эксплуатации трубопроводов показала, что, несмотря на ряд достоинств и преимуществ асбестоцементных труб, стыковые соединения их на двухбуртных муфтах не обеспечивают требуемую герметичность при давлениях более 3 атм.

С учетом этого в настоящее время разработаны новые типы муфт для соединения этих труб - самоуплотняющиеся асбестоцементные муфты (САМ) (рис. 39).

 Герметичность стыкового соединения этими муфтами достигается в результате первоначального обжатия резиновых манжет при монтаже труб и дополнительного уплотнения их в муфте от действия гидравлического давления внутри трубы. Смонтированные на таких муфтах асбестоцементные трубопроводы выдерживают испытательное давление 10-15 атм.

 Порядок монтажа соединений следующий. Конец уложенной трубы и внутреннюю часть муфты смачивают водой или мыльным раствором. Манжету закладывают в муфту и с помощью ломика муфту наталкивают на конец уложенной трубы.

Подробнее...

Монтаж чугунных трубопроводов со стыковыми соединениями на резиновых уплотнителях.

Чугунные трубы выпускаются промышленностью с раструбами различной конструкции. Каждой конфигурации внутренней части раструба соответствует тот или иной способ заделки стыков.

Наиболее гибкими и надежными в эксплуатации являются раструбные стыковые соединения с резиновой самоуплотняющейся манжетой (рис. 40, а) и раструбно-винтовое стыковое соединение с чугунной запорной муфтой и резиновым уплотнительным кольцом круглого сечения (рис. 40, б).

Стыковые соединения с резиновой манжетой выдержи­вают гидравлическое давление до 40 ати, допускают при этом угловые деформации до 4° и осевые перемещений до 15 мм.

 Монтаж стыковых соединений труб с резиновой манжетой ведут в таком порядке (рис. 40,а):

-перед началом работ проверяют качество и целостность труб и уплотнительных манжет, внутреннюю поверхность раструба (канавку) и наружную поверхность гладкого конца трубы очищают от загрязнений и наплывов битума, фаска на гладком конце трубы должна иметь номинальный размер 5 мм под углом 30° и при необходимости должна быть зачищена с помощью механического инструмента;

Подробнее...

Соединение полиэтиленовых труб

Нашей промышленностью освоен выпуск полиэтиленовых труб диаметром до 300 мм. По своим технико-экономическим показателям они вполне подходят для закрытых оросительных систем и имеют большое будущее.

Трубы выпускаются на условное давление Ру = 2,5; 6 и 10 кгс/см2 и выдерживают перепад температур от - 30° до + 40 - 70°С. Трубы с условным проходом Dy=40 мм на давление Ру = 2,5; 6 и 10 кгс/см2 и D=50 мм на условное давление Ру = 2,5 кгс/см2 изготовляют длиной 25 м и более и поставляют свернутыми в бухты. Трубы других размеров изготовляют длиной 6-8 м.

Полиэтиленовые трубопроводы строят с неразъемными и с разъемными соединениями. Неразъемные соединения выполняются в виде прямого стыка методом контактной сварки и в раструб.

Соединение труб в прямой стык методом контактной сварки выполняют в следующем порядке: свариваемые трубы закрепляют в зажимных хомутах, между которыми закреплен электронагревательный диск; при сближении концов труб происходит их оплавление.

После того как свариваемые поверхности оплавятся, нагревательный диск откидывают и оплавленные поверхности соединяют. Концы свариваемых труб в месте контакта должны быть прижаты друг к другу давлением в пределах 1,5-2 кгс/см2 в течение 3 мин.

Подробнее...

Монтаж стальных трубопроводов

Стальные трубопроводы закрытых оросительных систем строят из звеньев стальных труб. Чаще всего звенья труб соединяют сваркой.

Применяют два вида сварки: газовую и электросварку. Газовая сварка рекомендуется только для труб малого диаметра (менее 125 мм) с рабочим давлением до 3 атм.

Это вызвано тем, что при газопламенной сварке ухудшаются свойства стали вследствие выгорания из нее углерода, марганца и кремния.

Электросварку можно применять на любых стальных оросительных трубопроводах. Стыки труб обычно сваривают электродуговым способом. Для этого используют ручные или полуавтоматические электросварочные аппараты.

Перед электросваркой выполняют следующие подготовительные работы: обточкой выравнивают торцы свариваемых труб и удаляют ржавчину и грязь; на торцах труб под углом 35-40° вытачивают фаски; с помощью хомута-центратора центрируют свариваемые концы труб. Для строительства не ответственных или сезонных трубопроводов можно с успехом использовать б/у трубы которые можно приобрести по цене на порядок ниже. Для этого надо посетить сайт на котором реализуют такие трубы различного  диаметра и назначения.

Подробнее...

Испытания трубопроводов

Трубопроводы закрытых оросительных систем в процессе строительства подлежат испытанию на прочность и плотность гидравлическим или пневматическим способом.

При гидравлическом способе требуемое давление в трубопроводе создают нагнетанием воды, а при пневматическом - воздуха.

Для нагнетания воды и создания давления при гидравлическом способе применяют гидравлические прессы или поршневые насосы, а при пневматическом - компрессорные станции.

Испытания подземных напорных трубопроводов проводят дважды: предварительное (на прочность) - при открытых траншеях до установки арматуры (гидрантов, вантузов, предохранительных клапанов и т. п.) и окончательное (на плотность) - после засыпки траншей и завершения всех работ на участке, но до установки гидрантов, предохранительных клапанов и вантузов, вместо которых на время испытания устанавливают заглушки.

Прочность напорных трубопроводов проверяют внутрен­ним давлением, равным испытательному. Величина рабочего и испытательного давления устанавливается проектом. Обычно назначают величину испытательного давления, равную: для стальных и чугунных труб - рабочее + 5 атм., для асбестоцементных - рабочее + 3 атм.

Подробнее...

Гидравлическое испытание трубопроводов

Воду при испытаниях подводят к пониженному концу наполняемого участка трубопровода.

Чтобы обеспечить постепенное вытеснение водой воздуха.

Если воду подводят к начальному участку трубопровода, то его заполняют водой медленно, а при наличии достаточного объема воды ее пропускают через испытываемый участок транзитом во избежание закупорки трубопровода скопившимся воздухом.

Опрессовочный узел (рис. 43) состоит из трубопровода, подающего воду, манометров для измерения давления, мерного сосуда и вентилей для впуска и выпуска воздуха.

Для наполнения участка трубопровода водой открывают краны 6 и 7, остальные краны и вентили 1, 2, 3, 4, 5, 8 и 9 закрыты. Вода подается до выхода ее из вентиля 7.

Для подъема давления в трубопроводе открывают краны 1, 2, 5, 8, 9, закрывают 6 и 7 и подкачивают воду гидравлическим прессом 11. В начале и в конце испытываемого участка давление измеряют манометрами М.

До начала предварительного испытания грунт в пазухах утрамбовывают, а участок трубопровода засыпают грунтом . на 15-30 см над верхом труб, при этом стыковые соединения не засыпают, что дает возможность обнаруживать все дефекты труб, их укладки и монтажа.

Подробнее...

Пневматическое испытание трубопроводов

При строительстве трубопроводов вдали от источников воды, а также зимой, когда вода замерзает, испытание трубопроводов проводят сжатым воздухом.

Если при проведении окончательного испытания поднять давление в трубопроводах до испытательного не разрешается по условиям техники безопасности, тогда проводят комбинированные испытания: предварительное - пневматическое (сжатым воздухом), а окончательное-гидравлическое (давлением воды).

Для проведения пневматического испытания требуются: компрессор, два пружинных манометра - один на трубе для подвода сжатого воздуха от компрессора, другой на противоположном конце испытываемого участка трубопровода; однотрубный жидкостный манометр; бачок для жидкостного манометра (рис. 44).

Подготовка трубопроводов к пневматическому испытанию ведется так же, как и к гидравлическому.

Длина испытываемого участка при пневматическом способе для асбестоцементных, чугунных и стальных труб не должна превышать более 1 км, а для полиэтиленовых - не более 0,5 км. Во время испытания трубы должны быть присыпаны грунтом выше шелыги на 30-50 см, и только стыки трубопроводов разрешается оставлять открытыми.

Дефекты на испытываемом участке трубопровода выявляют одним из следующих способов:

-по звуку просачивающегося воздуха;

-по пузырям мыльной эмульсиии, которую наносят непосредственно перед испытанием на стыковые соединения;

-по запаху просачивающегося одорированного воздуха (на любых трубопроводах, кроме полиэтиленовых).

Подробнее...

Дефекты трубопроводов и способы их устранения

Испытаниями трубопроводов выявляют дефекты труб и муфт, монтажа и уплотнителей. Дефекты на трубопроводах при их испытании могут образоваться по вине заводов-изготовителей труб и материалов и по вине строителей.

Наиболее характерные дефекты асбестоцементных и чугунных трубопроводов с резиновыми уплотнителями следующие:

-сплющивание резиновых колец в двухбуртной и резиновых манжет в самоуплотняющихся муфтах и раструбах, потеря эластичности резиновых колец и манжет;

-выпирание колец из муфт и манжет в раструбах при повышении давления в трубопроводе;

-образование разрывов, трещин и каверн в трубопроводе и муфтах при испытании;

-неправильное положение колец и манжет в муфтах и раструбах;

-неправильная обточка концов труб или внутренней поверхности  муфт  и  раструбов;

-неправильное положение соединительной муфты на стыке или конца трубы в раструбе;

-перемещение труб или искривление оси трубопровода по вертикали.

Подробнее...

Строительство трубопроводов в местах пересечения их с железными и шоссейными дорогами

Трубопровод закрытой оросительной сети при пересечении с железной и шоссейной дорогами проходит под ними в специальном стальном кожухе - футляре из стальной трубы диаметром на 200-300 мм больше, чем диаметр трубопровода.

По концам кожуха устраивают колодцы (рис. 45). В нижнем колодце на трубопроводе устанавливают водовыпуск.

Кожух предохраняет трубопровод от раздавливания транспортом и служит для отвода воды из-под полотна дороги в случае аварии трубопровода.

При аварии вода по кожуху стекает в колодец, а из него либо самотеком, либо с помощью насосов удаляется за пределы трассы трубопровода и дороги.

В местах перехода через железные и шоссейные дороги трубопровод строят из стальных труб. Для облегчения протаскивания трубопровода внутри кожуха к трубопроводу с помощью хомутов приделывают специальные ролики, катки или ползунки.

Подробнее...

Способы прочистки труб своими силами

В раковине застаивается вода, а из стока исходит неприятный запах, распространяющийся по всему дому?

Скорее всего, причина столь нежелательных явлений – засор. Устранить его можно несколькими способами.

Если образовавшаяся пробка из волос, жира и прочих загрязнений небольшая, поможет обычный кипяток (в случае со стальными трубами) или горячая вода (при прочистке пластиковых). Под влиянием высоких температур и большого напора воды, пробка должна слиться в канализационную систему.

Если этого не произошло, а причина засора кроется в застывшем жире, тогда с помощью соли и соды может быть сделана прочистка далее.

Для этого нужно взять полчашки соли и 1 чашку соды, смешать ингредиенты и растворить в стакане воды. После полученную смесь следует залить в слив, подождать минут десять, а затем воспользоваться вантузом. По окончании вышеописанных манипуляций трубопровод нужно промыть большим количеством проточной воды.

Также устранить засор может помочь пылесос, при условии, что он имеет опцию выдувки. В этом случае нужно установить его трубу в отверстие слива, обернув тканью для плотности прилегания, и включить пылесос на выдув. Подобные манипуляции должны протолкнуть засор.

Подробнее...

Области применения скважинных типов адаптера

Адаптеры в системах трубопровода - это специальные приспособления, позволяющие значительно повысить уровень герметичности системы. Обычно скважинные адаптеры применяются для вывода водопровода в обход обсадной трубы, обеспечивая монтаж системы ниже глубины промерзания грунта. Правильный монтаж адаптеров обеспечит повышенную герметичность всех соединений и облегчит процесс эксплуатации насоса.

Прототипы адаптеров скважинного типа появились в США. Первые фитинги были сконструированы еще в 60-х годах прошлого века. Для их изготовления использовалась бронза, но из-за постепенного окисления от этого материала пришлось отказаться. Конструкция адаптеров модифицировалась на протяжении первых двух десятилетий своего существования, после чего попала в Европу, где местные производители запустили приспособление в массовое производство. Европейцы начали применять нержавеющую сталь, сделав уникальный дизайн продукции, который незначительно отличался от завода к заводу.  

Устройство адаптера для скважины предельно простое. Приспособление состоит всего лишь из двух частей. Первая крепится непосредственно на трубе, а вторая (посредством использования фитингов) подключается к насосу. Между собой компоненты соединены клиновым затвором. Подобная система обеспечивает оптимальные условия для монтажа скважинных насосов без активного использования надскважинного колодца.

Подробнее...

Системы автоматического полива – это удобно и эффективно

Как показывает практика различные системы полива давно уже перешли из обширных орошаемых полей, где выращиваются сельскохозяйственные культуры и применяется широкозахватная техника на дачные участки, парки, скверы.

Без дополнительного и своевременного орошения невозможно содержать в привлекательном виде территории парков, садовых участков, территории загородных домов, особенно в климатических условиях, где в летний период ощущается острый дефицит влаги в почве. Восполнить недостающее количество влаги можно с помощью различных способов полива.

Наиболее эффективными на сегодняшний день считаются системы автоматического полива американского производства. Многие компании занимаются продажей, установкой, наладкой и сервисным обслуживанием таких систем. Чтобы подобрать систему автоматического полива достаточно зайти на сайт  http://www.aquabalance.ru/ где специалисты могут предложить самый наилучший вариант.

Подробнее...

Так же рекомендуем посмотреть:

© 2007 Hydrotechnics.ru.
Использование материалов разрешается при обязательной установке
активной гиперссылки на сайт Hydrotechnics.ru рядом с опубликованным материалом.