Бетонные и железобетонные облицовки

Повышают пропуск­ную способность канала (малая шероховатость), защищают ложе от размыва течением, снижают потери на фильтрацию из каналов и поэтому являются наиболее совершенными и распространенными. Возможность широкой механизации работ делает бетонные и желе­зобетонные облицовки при наличии на месте гравия или камня для бетона достаточно экономичными.

Толщину бетонной облицов­ки, ее тип, заложение откоса, марку бетона выбирают в соответст­вии с требованиями ГОСТов в за­висимости от глубины воды в канале и грунта  ложа   канала. Как правило, бетонные облицовки устраивают на прочных  и устойчивых (непросадочных) грунтах.

Монолитные бетонные облицовки выполняют на месте в виде слоя бетона толщиной 0,06-0,2 м, чаще 0,1-0,12 м (рис. 26.6), для чего предварительно откосы и дно канала планируют и покры­вают слоем дренирующей подготовки 0,1 м из гравия, щебня или крупнозернистого песка. В зоне образования ледяного покрова облицовка утолщается

 

 Рис, 26.6 Бетонные и железобетонные облицовки каналов:
а - вариант с продольным швом в сопряжении борта и днища; б - вариант без про­дольных швов; 1 - дренаж; 2 - бетонная облицовка; 3 - деревянный брус (8х8 см); 4 - гравийно-песчаная подготовка

на 50-75%. В каналах, проходящих в глини­стых грунтах, подверженных зимой пучению, дренирующий слой подготовки (называемый «шубой») утолщается до 0,34-0,5 м. Весь процесс бетонирования русла каналов механизируется, для чего применяют специальные машины. Бетонирование откосов с заложе­нием 1:1,25 и более пологих производят без опалубки, более кру­тые откосы требуют опалубки, так как без нее свежеуложенный бетон оплывает.

Железобетонные облицовки отличаются от бетонных меньшей толщиной, что благодаря наличию арматуры (армирование 0,2-0,4%) обладают большей сопротивляемостью растягивающим усилиям. Они особенно целесообразны на грунтах деформирующихся, малоустойчивых, в частности лессовых и пучинистых.

Температурные колебания могут вызвать появление трещин в облицовке. Во избежание этого в ней устраивают швы. При этом следует помнить, что швы в облицовке являются основными путя­ми потери воды на фильтрацию, так как они нарушаются даже при

 

 Рис. 26.7 Типы швов в бетонных   и   железобетонных   облицовках (размеры
в мм):
а,  в - уплотнение шва  доской при ручном  бетонировании;   б - то  же,  при  машинном бетонировании; г, д - фигурные швы, заполненные битумом; е - шов с резиновым уплот­нением; ж - замоиоличиваемый шов; з - шов, перекрытый железобетонной плитой

относительно небольших деформациях грунта. Темиературно-усадочные швы в монолитных облицовках устраивают сквозными че­рез 10-12 м (рис. 26.6, а). Устройство угловых продольных швов по дну канала возможно, но не рекомендуется. Чтобы избежать появления трещин, сопряжение покрытия откосов и дна производят плавно, по радиусу R (рис. 26.6, б).                         

Делают различные типы швов, обеспечивающие достаточную водонепроницаемость: шов впритык (рис. 26.7, а) с упругой про­кладкой из толя, дерева и т. п. или промазкой асфальтовой масти­кой-простой в выполнении, но иногда фильтрующий при разнице в осадках секций; шарнирный шов (рис. 26.7, б, в), отличающийся от предыдущего наличием тонкой бетонной полосы, - прост и удо­бен при машинном бетонировании; «штрабной» шов (рис. 26.7, г, д) и шов с перекрытием профильной резиной и прокладкой листов фа­неры(рис. 26.7, е), обернутых толем (канал Северный Донец - Донбасс). Швы в железобетонных облицовках устраивают на боль­ших расстояниях, чем в бетонных, или они совсем отсутствуют. В последнем случае рекомендуется при бетонировании через каждые 15-20 м оставлять временные поперечные швы шириной 0,5 м, которые заделывают бетоном по окончании усадки бетона в уло­женных секциях облицовки, скошенные края последних промазыва­ют асфальтовой мастикой (рис. 27.6, ж).

Сборные облицовки выполняют путем укладки изготовленных на полигоне или заводе плит на слой гравелистой подготовки («шу­бы») и подразделяют на бетонные, железобетонные и предвари­тельно напряженные. Их применяют только на прямых участках канала. На повороте трассы устраивают вставки из монолитного бетона толщиной, превышающей толщину плит в 2-3 раза. Плиты отделяются от монолитного бетона температурными швами. Ре­комендуется применять плиты возможно больших размеров. Толщина плит площадью до 20 м2 назначается не менее 8 см. При, большей, площади толщину определяют статическим расчетом с проверкой на транспортные и монтажные нагрузки.

Основное преимущество сборных облицовок - высокое качество бетона благодаря заводскому изготовлению, ускорение строитель­ства и некоторая экономия при массовом изготовлении и примене­нии плит. Основной их недостаток - большое количество швов, понижающих водонепроницаемость облицовки, и возможность значи­тельных деформаций отдельных плит при деформациях откосов. Для герметизации швов сборных покрытий применяют пластифи­цированную горячую битумную мастику. Швы могут перекрываться и устраиваться по типу, показанному на рис. 26.7, ж, з.

В целях повышения водонепроницаемости бетонных облицовок производят цементную или торкретную штукатурку их, наносимую в 1-2, иногда 3 слоя по 0,5-1,5см каждый с перерывами в торк­ретировании в 2-З дня.

В некоторых случаях торкретная облицов­ка выполняется как самостоятельная одежда на сухих гравелистых и песчано-гравелистых грунтах при глубине каналов до З-4 м и обязательно по металлической сетке из проволоки d = 2мм; тол­щина такой облицовки 2,5-5 см.

Так же рекомендуем посмотреть:

© 2007 Hydrotechnics.ru.
Использование материалов разрешается при обязательной установке
активной гиперссылки на сайт Hydrotechnics.ru рядом с опубликованным материалом.