Бетонные и железобетонные облицовки
Повышают пропускную способность канала (малая шероховатость), защищают ложе от размыва течением, снижают потери на фильтрацию из каналов и поэтому являются наиболее совершенными и распространенными. Возможность широкой механизации работ делает бетонные и железобетонные облицовки при наличии на месте гравия или камня для бетона достаточно экономичными.
Толщину бетонной облицовки, ее тип, заложение откоса, марку бетона выбирают в соответствии с требованиями ГОСТов в зависимости от глубины воды в канале и грунта ложа канала. Как правило, бетонные облицовки устраивают на прочных и устойчивых (непросадочных) грунтах.
Монолитные бетонные облицовки выполняют на месте в виде слоя бетона толщиной 0,06-0,2 м, чаще 0,1-0,12 м (рис. 26.6), для чего предварительно откосы и дно канала планируют и покрывают слоем дренирующей подготовки 0,1 м из гравия, щебня или крупнозернистого песка. В зоне образования ледяного покрова облицовка утолщается
Рис, 26.6 Бетонные и железобетонные облицовки каналов:
а - вариант с продольным швом в сопряжении борта и днища; б - вариант без продольных швов; 1 - дренаж; 2 - бетонная облицовка; 3 - деревянный брус (8х8 см); 4 - гравийно-песчаная подготовка
на 50-75%. В каналах, проходящих в глинистых грунтах, подверженных зимой пучению, дренирующий слой подготовки (называемый «шубой») утолщается до 0,34-0,5 м. Весь процесс бетонирования русла каналов механизируется, для чего применяют специальные машины. Бетонирование откосов с заложением 1:1,25 и более пологих производят без опалубки, более крутые откосы требуют опалубки, так как без нее свежеуложенный бетон оплывает.
Железобетонные облицовки отличаются от бетонных меньшей толщиной, что благодаря наличию арматуры (армирование 0,2-0,4%) обладают большей сопротивляемостью растягивающим усилиям. Они особенно целесообразны на грунтах деформирующихся, малоустойчивых, в частности лессовых и пучинистых.
Температурные колебания могут вызвать появление трещин в облицовке. Во избежание этого в ней устраивают швы. При этом следует помнить, что швы в облицовке являются основными путями потери воды на фильтрацию, так как они нарушаются даже при
Рис. 26.7 Типы швов в бетонных и железобетонных облицовках (размеры
в мм):
а, в - уплотнение шва доской при ручном бетонировании; б - то же, при машинном бетонировании; г, д - фигурные швы, заполненные битумом; е - шов с резиновым уплотнением; ж - замоиоличиваемый шов; з - шов, перекрытый железобетонной плитой
относительно небольших деформациях грунта. Темиературно-усадочные швы в монолитных облицовках устраивают сквозными через 10-12 м (рис. 26.6, а). Устройство угловых продольных швов по дну канала возможно, но не рекомендуется. Чтобы избежать появления трещин, сопряжение покрытия откосов и дна производят плавно, по радиусу R (рис. 26.6, б).
Делают различные типы швов, обеспечивающие достаточную водонепроницаемость: шов впритык (рис. 26.7, а) с упругой прокладкой из толя, дерева и т. п. или промазкой асфальтовой мастикой-простой в выполнении, но иногда фильтрующий при разнице в осадках секций; шарнирный шов (рис. 26.7, б, в), отличающийся от предыдущего наличием тонкой бетонной полосы, - прост и удобен при машинном бетонировании; «штрабной» шов (рис. 26.7, г, д) и шов с перекрытием профильной резиной и прокладкой листов фанеры(рис. 26.7, е), обернутых толем (канал Северный Донец - Донбасс). Швы в железобетонных облицовках устраивают на больших расстояниях, чем в бетонных, или они совсем отсутствуют. В последнем случае рекомендуется при бетонировании через каждые 15-20 м оставлять временные поперечные швы шириной 0,5 м, которые заделывают бетоном по окончании усадки бетона в уложенных секциях облицовки, скошенные края последних промазывают асфальтовой мастикой (рис. 27.6, ж).
Сборные облицовки выполняют путем укладки изготовленных на полигоне или заводе плит на слой гравелистой подготовки («шубы») и подразделяют на бетонные, железобетонные и предварительно напряженные. Их применяют только на прямых участках канала. На повороте трассы устраивают вставки из монолитного бетона толщиной, превышающей толщину плит в 2-3 раза. Плиты отделяются от монолитного бетона температурными швами. Рекомендуется применять плиты возможно больших размеров. Толщина плит площадью до 20 м2 назначается не менее 8 см. При, большей, площади толщину определяют статическим расчетом с проверкой на транспортные и монтажные нагрузки.
Основное преимущество сборных облицовок - высокое качество бетона благодаря заводскому изготовлению, ускорение строительства и некоторая экономия при массовом изготовлении и применении плит. Основной их недостаток - большое количество швов, понижающих водонепроницаемость облицовки, и возможность значительных деформаций отдельных плит при деформациях откосов. Для герметизации швов сборных покрытий применяют пластифицированную горячую битумную мастику. Швы могут перекрываться и устраиваться по типу, показанному на рис. 26.7, ж, з.
В целях повышения водонепроницаемости бетонных облицовок производят цементную или торкретную штукатурку их, наносимую в 1-2, иногда 3 слоя по 0,5-1,5см каждый с перерывами в торкретировании в 2-З дня.
В некоторых случаях торкретная облицовка выполняется как самостоятельная одежда на сухих гравелистых и песчано-гравелистых грунтах при глубине каналов до З-4 м и обязательно по металлической сетке из проволоки d = 2мм; толщина такой облицовки 2,5-5 см.
Так же рекомендуем посмотреть:
-
Виды торговой мебели
Оборудование для торговли необходимо для того, чтобы осуществлять хранение и демонстрацию различного товара. -
Особенности алюминиевых и медных листов
Современная промышленность нуждается в качественных материалах, которые не будут окисляться и подойдут для штамповки любого типа. -
Использование облицовочной керамической плитки
Сегодня, пожалуй, использованием облицовочной керамической плитки уже и не удивишь совсем никого: встретить ее можно если и не в каждом доме, то в трети точно. -
Как сделать подвесной потолок в офисе
Когда на рынке появился гипсокартон, заниматься ремонтом стало проще. Раньше для отделки можно было использовать кафельную плитку, обои. -
Аренда экскаватора: особенности выбора техники и ее эксплуатации
В строительстве, при проведении дорожных работ, в процессе демонтажа зданий активно используется землеройная техника.