Классификация каналов

По назначению каналы могут быть энерге­тическими, водопррводными, ирригационными, судоходными, лесо­сплавными, обводнительными, осушительными, рыбоводными и комплексного назначения (например, для судоходства и водоснаб­жения).

По способу подачи воды каналы делят на самотечные и каналы с механическим подъемом воды (машинные)   (рис. 26.1). В самотечных

 

 Рис. 26.1 План и продольный профиль, участка машинного канала: 1 -водохранилище; 2 - подводящий канал; 3 - аванкамера;  4 - насосная станция;  5 - на­порный трубопровод; 6 - напорный бассейн; 7 - отводящий    канал;    8 - железнодорожный мост; 9 - труба; 10 - акведук; 11 - дюкер; 12 - сбросной канал; 13 - шлюз-регулятор; 14 и 15 - каналы; 16 - водосбросные отверстия в акведуке

каналах вода движется по трассе под действием силы тя­жести. В тех случаях, когда уровень воды в месте ее забора из источника (водохранилища, реки) ниже, чем требуемые по усло­виям «командования» уровни воды в канале, по трассе канала устраивают насосные станции, осуществляющие подъем воды.

Ведется интенсивное строительство крупных каналов и водных трактов. Построены судоходные каналы Беломоро-Балтийский (протяженностью 227 км), Волго-Донской им. В. И. Ленина (101 км), судоходно-водопроводный канал им. Москвы (128 км), водопроводные каналы - Северный До­нец - Донбасс (129 км), Иртыш - Караганда (490 км), ирригаци­оные - Большой Ферганский канал (350 км), Донской магист­ральный (112 км), комплексные каналы - Каракумский (более 800 км), Терско-Кумский   (150 км),    Северо-Крымский    (402 км) и др. Эти каналы пропускают расходы воды от 20-75 (водопро­водные) до 100-500 м3/с (ирригационные и комплексные); деривационный канал Нарвской ГЭС подает расход 700 м3/с.

Так же рекомендуем посмотреть:

© 2007 Hydrotechnics.ru.
Использование материалов разрешается при обязательной установке
активной гиперссылки на сайт Hydrotechnics.ru рядом с опубликованным материалом.