Насосные станции
В крупных современных машинных каналах для преодоления резкого сосредоточенного подъема местности устраивают насосные станции, которые в этом случае и осуществляют сопряжение нижнего участка канала с верхним (см. рис 26.1). Так, на трассе канала Северный Донец - Донбасс построено четыре мощных насосных станции, поднимающих воду почти на 200 м.
По расположению на канале насосные станции можно разделить на береговые, устраиваемые в голове канала на берегу водоисточника, и промежуточные станции подкачки, сооружаемые непосредственно на трассе канала. На рис. 27.23, а показана схема береговой насосной станции совмещенного типа, в которой водозабор является частью здания
Рис. 27.23 Схемы насосных станций на машинных каналах:
а - берегового совмещенного типа:1 - водоисточник; 2 - водозаборное сооружение; 3, 4 - подземная и наземная части здания насосной; 5 - напорный трубопровод; 6 - анкерная опора; 7 - водовыпуск; 8 - машинный канал; б -промежуточная станция подкачки; 1 - подводящий канал; 2 - аванкамера; 3, 4 - подземная и наземная части здания насосной; 5 - напорный трубопровод
насосной (возможны и схемы с водозабором раздельного типа). Вода из водоисточника 1 поступает по напорному трубопроводу 5 в водовыпускное сооружение 7, расположенное на более высоких отметках, и далее в машинный канал 8.
Схема промежуточной станции подкачки показана на рис. 27.23, б. Забор воды здесь осуществляется из аванкамеры 2, представляющей собой расширенный и углубленный участок нижнего (подводящего) канала и по напорному трубопроводу 5 через водовыпуск поступает в верхний (отводящий) канал. Более подробные сведения по насосным станциям излагаются в специальных курсах.