Опорно-ходовые части и их расчет
Для поверхностных затворов применяются скользящие или колесные опоры. Скользящие опоры(рис. 19.7) выполняют из дерева, металла или синтетических материалов. Широкое распространение получил древесно-слоистый пластик (ДСП), внедряется новый материал - маслянит.
Полозья скользящих опор из ДСП выполняют в виде опорных подушек (обойм, кассет), в которые запрессованы вкладыши. Ширину пакета ДСП принимают до 12 см. Полозья стальных опор выполняют в виде полос или опорных подушек с вкладышами. Рельс или полоз должен иметь шлифованную цилиндрическую поверхность из нержавеющей стали, которая при повороте опор на некоторый угол при прогибе ригеля обеспечивает постоянный контакт полозьев с рельсами.
Применение дерева ограничивается величиной допускаемых напряжений на смятие: для сосны -1,5 МПа (15 кгс/см2), дуба - 3 МПа (30 кг/см2). Оценка допускаемой нагрузки на опоры из пластика производится по величине погонной нагрузки, на стальные опоры - по величине допускаемого контактного напряжения.
Рис. 19.6 Распределение массы G затвора между подъемно-весовой фермой и обшивкой; G= Р1+Р2
Сила сопротивления Т0 движению затвора на скользящих опорах, находящегося под действием силы давления воды W, равна:
(19.10)
Коэффициент трения скольжения покоя стали по стали равен 0,5, движения - 0,15; дерева вдоль волокон по стали соответственно - 0,45 и 0,2.
Коэффициент трения скольжения ДСП по шлифованной поверхности рельса из нержавеющей стали уменьшается с увеличением удельной погонной нагрузки: при погонной нагрузке свыше 30 кН/см : (3000 кгс/см) - 0,13; при движении, соответственно - 0,10 и 0,07.
Расчет полозьев из ДСП заключается в подборе радиуса r рабочей поверхности рельсов в зависимости от погонной нагрузки р на полоз: при (1020 кгс/см) и хорде головки рельса с = 2,5 см принимают r = 10 см, при p = 41-60 кН/см (4180-6120 кгс/см) с = 6,0 см, r = 30 см.
Напряжение в полозьях и рельсах стальных опор определяют по формуле контактных напряжений при передаче усилия через полоз радиуса r на плоскость
(19.11)
где р - нагрузка на длине l полоза; Е - модуль упругости стали; - допускаемое контактное напряжение.
Рисунок 19.7 Скользящие опоры
а – с вкладышем из древесно-слоистого пластика; б и в – стальные; 1 – подушка; 2 – вкладыш; 3 – рельс.
Колесные опоры,по сравнению со скользящими дают возможность применять для маневрирования затвором механизмы меньшей грузоподъемности. Самый простой тип колесного затвора - одиночный с четырьмя колесами на консольных осях (рис. 19.8,а) или на осях между стенками опорных балок (рис. 19.8, б). Чем больше напор и размеры отверстия, т. е. чем больше главная гидростатическая нагрузка, тем больше диаметр или число колес, глубина и ширина пазов. Известен затвор с колесами D = 1200 мм. Так как жесткое закрепление большего числа колес не обеспечивает равномерного распределения давления на колеса, то в этом случае применяются ходовые тележки с двумя колесами на каждой тележке. Между тележками и опорными балками располагаются шарниры (балансиры) (рис. 19.8, в).
Рис. 19.8 Расположение колесных опор:
а - колеса на консолях; б - между стенками опорных балок; в - колеса, объединенные тележками; 1 - ходовая тележка; 2 - балансир; 3 - опорная балка
Радиус колес Rопределяют допускаемым напряжением на диаметральное сжатие . При ширине обода b (рис. 19.9) и силе сжатия колеса Р
(19.12)
Величина составляет 5,5-7,5 МПа (56,1-76,4 кгс/см2) в зависимости от марки стали.
Контактные напряжения рельса и колеса определяются по соответствующей формуле контактных напряжений.
Ширина обода b обычно составляет 8-15 см, а диаметры колес - 0,3-1 м.
Усилие Q, сдвигающее колесо, равное сопротивлению трения Tк, складывается из трения скольжения между осью диаметром 2r и втулкой колеса и трения качения колеса по рельсу и определяется из уравнения моментов
(19.13)
откуда
(19.14)
где - коэффициент трения скольжения стальной оси колес о втулку в воде с учетом возможного загрязнения; для втулок из бронзы , из баббита и ДСП - ; - коэффициент (плечо) трения качения, .
Для п колес полное усилие для преодоления трения будет равно
(19.15)
где W - полная сила давлений воды на затвор.
При сравнении величины Т0 для скользящего (19.10) и колесного (19.15) затворов видим, что в колесном затворе сопротивление трения меньше в раз практически при и в раз при .
Сопротивление трения может быть еще снижено применением роликовых подшипников, в которых исключено трение скольжения. Величина Т0, по сравнению с имеющейся у скользящего затвора, уменьшается в 20-50 раз. Однако роликовые подшипники не получили большого распространения из-за сложной конструкции и возможности засорения, которое существенно увеличивает Т0.
Обратные ходовые устройства выполняются в виде обратной подушки, одиночных колес (рис. 19.10), тележек с резиновыми или пружинными буферами, с помощью которых затвор упруго расперт в пазах с силой, зависящей от жесткости буферов или рессор. Диаметр одиночных колес - 150-350 мм, колес буферных тележек - 150-300 мм, рессорных - 360-600 мм.
Боковые направляющие устройства могут быть колесными или скользящими. Их устанавливают на торцах или по бокам затвора (рис. 19.10) и рассчитывают на действие сил, возникающих при приложении подъемного усилия с эксцентриситетом, что может быть, например, следствием неисправности подъемных механизмов, неравномерной вытяжки подвесок или при различных силах трения в правой и левой опорах.
Так же рекомендуем посмотреть:
-
Виды торговой мебели
Оборудование для торговли необходимо для того, чтобы осуществлять хранение и демонстрацию различного товара. -
Особенности алюминиевых и медных листов
Современная промышленность нуждается в качественных материалах, которые не будут окисляться и подойдут для штамповки любого типа. -
Использование облицовочной керамической плитки
Сегодня, пожалуй, использованием облицовочной керамической плитки уже и не удивишь совсем никого: встретить ее можно если и не в каждом доме, то в трети точно. -
Как сделать подвесной потолок в офисе
Когда на рынке появился гипсокартон, заниматься ремонтом стало проще. Раньше для отделки можно было использовать кафельную плитку, обои. -
Аренда экскаватора: особенности выбора техники и ее эксплуатации
В строительстве, при проведении дорожных работ, в процессе демонтажа зданий активно используется землеройная техника.