Плавучие рыбопропускные сооружения

В последние годы была предложена  и испытана в производственных условиях на Усть-Манычском и Кочетковском гидроузлах на Дону

 Рис. 23.19 Плавучий рыбоподъемник:
А - транспортирующий катамаран; Б - улавливающая часть; 1 - служебное помеще­ние; 2 - корпус; 3 - сетчатый затвор; 4 - сетчатое днище; 5 -помещение и лабо­ратория; 6 - корпус; 7 - лоток; 8 - побудительное устройство; 9 - подъемник решет­ки;  10 - решетки; 11 - глухое днище лотка; -12 - насосные; 13 - водоводы насосных

передвижная кон­струкция рыбоподъемника (рис. 23.19). Она состоит из двух основ­ных частей - рыбонакопителя и контейнера для транспортировки рыбы.

Рыбонакопитель Б представляет собой плавучий лоток (док) длиной 60-80 м и шириной не менее 10 м, к верховому концу ко­торого прицеплен контейнер А, а к низовому - шарнирно присо­единена наклонная решетка 10, сопрягающая дно реки с днищем накопителя и имеющая уклон не круче 1 : 2,5.

Рыбонакопитель устанавливают в нижнем бьефе гидроузла на якорях или расчалках, причем местоположение его определяется натурными данными о местах наибольшей концентрации рыбы. Так как рыбонакопительный лоток открыт с обоих торцов, то поток от гидроэлектростанции или водосбросной плотины проходит через него транзитом. Если поток оказывается недостаточным для образования завлекающей рыбу струи, то насосные установки 12 рыбо­накопителя подают дополнительный расход воды, исходя из обес­печения выходных скоростей, больших, чем в этом месте реки, на 0,2-0,3 м/с. В этом случае шлейф повышенных скоростей просле­живается на значительные расстояния от рыбонакопителя вниз по течению. При помощи счетчиков, размещенных на ихтиологической площадке, определяется количество и время накопления рыбы и после того, как она будет собрана в достаточном количестве, при помощи побудительных приспособлений 8 ее переводят в контей­нер.

Контейнер состоит из бортов - поплавков, проницаемого сетча­того днища 4 и таких же затворов на торцах. После отсоединения контейнера его при помощи буксира проводят через судоходный шлюз в водохранилище и на значительном расстоянии от гидроуз­ла, где полностью отсутствует вероятность ската ее через гидросо­оружения в нижний бьеф, рыбу выпускают. При отсутствии в гид­роузле судоходного шлюза контейнер может транспортироваться при помощи автомашин, по железной или канатной дороге.

По сравнению со стационарными устройствами плавучие рыбопропускные сооружения обладают целым рядом строительных и эксплуатационных преимуществ: возможностью установки их неза­висимо от компоновки и состава гидротехнических сооружений в гидроузле; автономностью работы, не связанной с дополнительны­ми попусками воды из водохранилища; мобильностью, позволяю­щей устанавливать их в любом количестве и на тех участках, где наблюдается концентрация рыбы в нижнем бьефе, значительно меньшей стоимостью изготовления плавучих установок, чем у ста­ционарных рыбопропускных сооружений.
К недостаткам плавучих рыбопропускных сооружений относят­ся: невозможность применения их на высоконапорных гидроузлах и отсутствие опыта эксплуатации как в СССР, так и за рубежом.

Так же рекомендуем посмотреть:

© 2007 Hydrotechnics.ru.
Использование материалов разрешается при обязательной установке
активной гиперссылки на сайт Hydrotechnics.ru рядом с опубликованным материалом.