Подъемные механизмы и приводы

Подъемные механизмы основных затворов (механизмы маневрирования) могут быть ста­ционарнымии передвижными.Стационарные механизмы (рис. 21.7, а-в) устанавливают для каждого затвора и применяют в тех случаях, когда число затво­ров невелико и суммарная стоимость этих механизмов меньше передвижных устройств (кра­нов), а также, когда требуется быстрое открытие рядов затво­ров, что не обеспечивает пере­движной механизм. Наличие ста­ционарных механизмов не исклю­чает применения на сооружении передвижных кранов для уста­новки и обслуживания ремонтных и аварийно-ремонтных заграж­дений и затворов. Стационарные механизмы - лебедки и гидрав­лические подъемники устанавливают на быках.

Число и расположение тяговых органов стационарного механиз­ма отвечают числу и положению точек подвеса затвора. Точки под­веса могут быть: по середине затвора (при высоте затвора большей его ширины и малом пролете, см. рис. 20.1), по бокам затвора; с одной стороны (у жестких сегментных и клапанных затворов).

Возможные схемы взаимного расположения электродвигателя Д и тягового органа Т приведены на рис. 21.8. Передача усилия от дви­гателя к тяговому органу через вал (рис. 21.8, а, б) применяется при ограниченных подъемных

 Рис. 21.8 Схемы взаимного расположения электродвигателя   и   тягового
органа

усилиях. При большой грузоподъем­ности устанавливают два двигателя, синхронная работа которых осуществляется с помощью механического или электрического вала (рис. 21.8, в).

Гидравлические подъемники позволяют получить большие уси­лия при малых размерах и массах, они просты в эксплуатации. Гид­равлическое устройство состоит из силового цилиндра (сервомото­ра), маслонасоса и двигателя (обычно электромотор, иногда - не­большая гидравлическая турбина), распределительных, регулиру­ющих и других вспомогательных устройств. Длину силового цилиндра определяют ходом поршня гидроподъемника. Для увели­чения хода поршня применяют телескопические гидроподъемники.

Передвижной механизм пред­ставляет собой кран, катучие лебедки или тельферы. Применя­ют краны козловые (рис. 21.9, а), мостовые (рис. 21.9, б) и ка­бельные. Краны козловые требу­ют больше металла, чем мосто­вые, и более тяжелых мостов между пролетами плотины. Мос­товые краны дешевле, но для их устройства необходима специаль­ная эстакада по быкам. Обычно для надежной работы затворов предусматривают не менее двух передвижных кранов. Краны-козловые и мостовые обычно ис­пользуют также для монтажа оборудования во время строи­тельства и иногда как эксплуатационные для машинного здания: гидроэлектростанций.

 

 Рис. 21.9 Типы кранов на плоти­нах

Кабель-краны находят применение для обслуживания рабочих подкосных затворов на гребне высокой плотины (обычно арочной) и при использовании в качестве ремонтных подкосных затворов - на плотинах с большими пролетами, как это имеет место, например, на Вилюйском гидроузле, где пролет отверстия плотины 40 м (см. рис. 19.29,21.7,б).                                   

Катучие лебедки и тельферы (см. рис. 21.7, а) применяют для установки шандоров.

Поднятый частично или полностью затвор в нужном положении удерживается подхватами, которые располагают на быках или опор­но-концевых стойках затвора.

Грузоподъемность гидроподъемников достигает в единичном исполнении 1100 т (подъем и дожим) - грузоподъемность козловых кранов - около 700 т.

Так же рекомендуем посмотреть:

© 2007 Hydrotechnics.ru.
Использование материалов разрешается при обязательной установке
активной гиперссылки на сайт Hydrotechnics.ru рядом с опубликованным материалом.