Ремонтно-профилактические мероприятия при эксплуатации металлических конструкций
Металлические элементы сооружений (закладные и опорно-ходовые части затворов, защитные облицовки, обделки, трубопроводы и пр.), элементы верхнего строения (фермы и опоры мостов) и затворы подвержены коррозии, воздействию агрессивных вод и микроорганизмов, кавитационным и абразивным нарушениям.
Основные меры борьбы с коррозией сводятся к нанесению защитных масляных, водоэмульсионных, битумных и других покрытий. Лакокрасочные материалы и металлизация не только защищают металлоконструкции от разрушений, но и придают им хороший внешний вид. Долговечность защитных покрытий зависит от качества подготовки и грунтовки покрываемой ими поверхности, которая должна быть, очищена от пыли, грязи, ржавчины, масляных пятен и старого покрытия. Кавитационные разрушения незначительных объемов восстанавливаются электросваркой с применением электродов из высокопрочных сталей, с последующей зачисткой неровностей отремонтированной поверхности.
Защита от коррозии металлических шпунтовых стенок может быть повышена применением силикатизации или битумизации грунта за стенкой. Если поверхность шпунтовых стенок доступна для вскрытия и нанесения защитных покрытий, то применяют составы каменноугольных смол с добавлением гашеной извести, водостойкие цементы, битумные растворы или оболочки под защитой опалубки и т. п.
Восстановление русловых креплений и борьба с размывами. Борьба с размывами дна и берегов русла может осуществляться как пассивными методами (усилением защитных креплений), так и регулированием режимов потока (применением гасителей - растекателей, регуляционных струенаправляющих сооружений, изменением схемы маневрирования затворами и пр.). Ремонт креплений береговых откосов следует начинать с установления причин и локализации очага разрушений. После разборки поврежденного крепления и очистки места ремонта производят подсыпку откоса до проектного профиля и укладывают новое крепление. Часто источником разрушения креплений и интенсивных размывов русла в нижнем бьефе является сосредоточенный сброс и концентрация расходов воды за отдельными пролетами водосливной плотины. В этом случае прежде всего необходимо изменить неблагоприятный режим работы водосброса, а затем приступить к выполнению ремонтных работ. Крепление дна (водобой, рисберма) и гасители ремонтируют, производя подводные работы, применяя местное осушение. Ремонт рисберм и концевых участков крепления в нижнем бьефе чаще всего приходится вести методом подводной кладки с использованием тяжелых тюфяков, фашин, каменной наброски, бетонных массивов, ряжей, габионов.
Интенсивное гашение энергии потока можно обеспечить путем наращивания водобойной стенки, устройством дополнительных гасителей (шашек, зубьев, порогов) и носков-расщепителей.
Повреждения регуляционных сооружений под воздействием волн, льда, наносов должны ремонтироваться немедленно.