Судоходные сооружения. Общие понятия о судоходных шлюзах и судоподъемниках

Для пропуска судов через речные напорные гидроузлы применяются судоходные шлюзы или судоподъемники. Судоходный шлюз пред­ставляет собой гидротехническое сооружение, служащее для пере хода судов

 

 Рис. 23.1 Схема однокамерного судоходного шлюза:
I - IV- положения  судна;   1 - верхний  подходный  канал;    2 - шкафная    часть; 3 - ворота;  4 - верхняя  голова;  5 - водопроводные  устройства;   6 - камера;   7 - стена камеры;  8 - нижняя  голова;   9 - нижний  подходный канал;   hк  - глубина на короле; hо  - осадка судна

и плотов из одного бьефа в другой. Судоходный шлюз (рис. 23.1) состоит из камеры, в которой находятся суда во время шлюзования, и замыкающих ее со стороны верхнего и нижнего бьефов голов шлюза. Камера шлюза образуется двумя продольны­ми стенами шлюза и двумя размещаемыми в головах шлюза шлюз­ными затворами - воротами, которые могут открываться и закры­ваться для пропуска судов из камеры или в камеру.

Процесс пропуска судов и плотов через шлюз называется шлю­зованием и состоит из ряда последовательно выполняемых опера­ций. Так, при движении суда из нижнего бьефа в верхний и при условии, что в камере шлюза устанавливается уровень нижнего бьефа, ворота нижней головы открыты и суда вводятся в шлюз из нижнего подходного канала:

1) закрываются ворота нижней голо­вы;

2) камера шлюза наполняется водой из верхнего бьефа через водопроводящие устройства;

3) открываются ворота верхней голо­вы;

4) выводятся суда из шлюза в верхний подходной канал;

5) за­крываются затворы верхней головы;

6) камера опоражнивается через водопроводящие отверстия нижней головы;

7) ворота нижней головы открываются, и шлюз готов, к следующему   шлюзованию.

При шлюзовании судов, идущих из верхнего бьефа в нижний, операции по пропуску судов совершаются в обратной последова­тельности.

Время, необходимое для шлюзования через однокамерный, средтеенапорный шлюз, составляет 20-40 мин без учета времени под­хода судна к шлюзу с места стоянки и ожидании входа.

Основные размеры шлюза назначают в зависимости от класса гидроузлов и речных магистралей.  Наибольшее распрост­ранение получили следующие размеры поперечного сечения ка­меры:

 

Полезная длина камер колеблется от 50 до 290 м. Напоры, при которых работают судоходные шлюзы, составляют до 40 м. При более высоких напорах предпочтительнее судоподъемники.

Понравилось? Поделитесь материалом

© 2007 Hydrotechnics.ru.
Использование материалов разрешается при обязательной установке
активной гиперссылки на сайт Hydrotechnics.ru рядом с опубликованным материалом.