Трасса туннелей и ее высотное положение
Выбирают на основе технико-экономических сопоставлений вариантов. При этом назначаются варианты трассы с наиболее благоприятными инженерно-геологическими и гидрогеологическими условиями в крепких породах без значительного горного давления и тектонических нарушений, оползней, карстов, притока грунтовых вод, благоприятных в санитарном отношении, а также конкурирующие по экономическим показателям и условиям производства работ.
Высотное положениетуннеля и уклоны определяют его гидравлическими условиями, заданным положением водоема и условиями сброса из него воды. В напорном туннеле на всем его протяжении минимальный напор под шелыгой должен быть не менее 1500-2000 Па (1,5-2 м.вод. ст.).
В плане трасса туннеля должна быть минимальной длины и по возможности прямолинейной. При скорости движения воды в туннеле до 10 м/с углы поворота трассы должны быть не более 60°, при радиусе закругления более пяти пролетов туннеля. При больших скоростях углы поворота и радиусы определяются лабораторными исследованиями. Концевые участки туннеля на длине не менее пролета выработки и не менее 6 м делаются прямолинейными. Подводящие и отводящие каналы, порталы располагают в местах, не подверженных воздействиям тектонических сдвигов, оползней, обвалов, камнепадов. Стоимость 1 м подводящего и отводящего каналов обычно не должна превышать стоимости 1 м туннеля.
В условиях производства работ рассматриваются варианты по числу забоев, т. е. рабочих участков туннельной выемки. Для ускорения работ и облегчения вентиляции, улучшения условий откатки породы от каждой шахты (забоя) назначается длина выработки не более 2-3 км. Если оказывается целесообразным делать длину выработки с одного забоя большей, то устраивают вспомогательные шахты или горизонтальные штольни для улучшения вентиляции и облегчения условий откатки породы.
Выбор трассы туннеля, высотного его положения органически связан с выбором поперечного его сечения и представляет трудоемкую технико-экономическую задачу.