Трассирование каналов
Задача трассирования, т. е. разбивка оси канала на местности состоит в том, чтобы, исходя из принятых и допустимых уклонов и скоростей течения, выбранных в зависимости от назначения канала, откосов русла и радиусов закруглений, провести между двумя заданными пунктами канал с заданной пропускной способностью при минимальной его стоимости.
Вначале намечают трассу канала на плане местности в горизонталях. Исходным вариантом трассы может быть прямая линия между заданными пунктами, например А и В (рис. 26.9), или линия заданного уклона. Рассматривая продольный профиль по этой трассе, можно видеть трудные ее участки. Так, в зоне С получают глубокие выемки (свыше 30 м, на практике встречаются и более глубокие выемки, хотя они и нежелательны), в пункте Е необходимо пересечь железную дорогу, в D и Р - реку или овраг.
Следующим этапом трассирования будут поиски более благоприятных вариантов. Так, путем технико-экономического сравнения вариантов участка в выемке или туннеле, или в обход с меньшими выемками ( или ) можно выбрать наиболее выгодную трассу в зоне С. Аналогично варианты могут быть рассмотрены в зоне D, где трасса канала пересекает долину реки: сначала канал идет в насыпи, а затем по мосту, который называют мостом-каналом или акведуком, а далее опять в насыпи. В узле Е трасса канала под острым углом пересекает железную дорогу. Здесь надо решить, что выгоднее: провести железную дорогу над каналом то мосту,
Рис. 26.9 План и продольный профиль по трассе канала
для чего надо поднять железнодорожное полотно, или под каналом в выемке.
На некоторых участках геологические условия могут оказаться тяжелыми. Следует, если это возможно и выгодно, обойти районы выхода скалы, избегать трассы в зонах тектонических нарушений,по крутым и оползневым склонам, в сильно водопроницаемых породах, по заболоченным районам, в зонах плывунов, просадочных грунтов. По геологическим и топографическим условиям может оказаться выгодным на отдельных участках заменить канал лотком, туннелем или трубопроводом.
Воздействие канала на окружающую среду может существенно повлиять на выбор варианта трассы. В частности, следует стремиться к тому, чтобы, из хозяйственного оборота изымалось как можно меньше ценных земель и предотвращался подъем грунтовых вод и подтопление земель вдоль канала. Действительно наличие отвалов, дренажей, защитных лесопосадок вдоль канала определяет отчуждение значительных площадей земельных угодий. При строительстве новых каналов часто наблюдается подтопление, заболачивание или засоление ниже расположенных угодий. Если позволяют условия командования, то предпочтительнее выбирать варианты трассы, проходящие не по водоразделам, а по малоценным заболоченным пойменным землям, слабо используемым в сельскохозяйственном производстве. В этом случае удается назначить уровни наполнения канала примерно на уровне стояния грунтовых вод в пойме реки. Каналы, выполненные с соблюдением указанных условий, оказываются обычно и более экономичными.
Изменение условий питания грунтовых вод и подрезка склонов балок и оврагов при сооружении канала может привести к возникновению оползней по трассе (что, например, имело место на трассе канала Иртыш - Караганда). Это приводит к резкому возрастанию стоимости канала.
Строительно-производственные условия, в частности способ выемки грунта, также влияют на выбор трассы канала. Выемка грунта может осуществляться:
1) механическим путем;
2) гидромеханическим;
3) взрывным способом;
4) саморазмывом.
Наиболее распространен в настоящее время ввиду своей универсальности механический способ, при котором профиль канала разрабатывается с помощью крупных землеройных механизмов, таких, как шагающие экскаваторы, драглайны и др. Применение высокопроизводительного и экономичного способа разработки профиля канала методами гидромеханизации обычно осуществляется на низинных участках трассы, лежащих в поймах рек, и редко на водоразделах, так как в последнем случае требуется проведение дорогостоящих и длительных по времени подготовительных работ.
Взрывной способ выработки профиля канала применяют на участках, имеющих выходы скальных пород или в зимних суровых условиях (канал Иртыш - Караганда, где глубина промерзания достигла 2-3 м). В условиях труднодоступной местности взрывной способ прокладки канала на полный профиль оказывается иногда экономичным и при прохождении трассы в мягких грунтах. При методе саморазмыва вначале с помощью землеройных механизмов по трассе канала прокладывают пионерный канал, площадь сечения которого во много раз меньше площади сечения проектного профиля.
Затем по пионерному каналу пропускают воду, которая размывает ложе канала и выносит продукты размыва. Разработанные варианты сравнивают по их технико-экономическим показателям и выбирают оптимальный. Трассу выбранного варианта разбивают на местности, где она уточняется, после чего окончательно закрепляют.
Трасса канала (ось его в плане) обычно состоит из прямых и криволинейных участков. Последние не следует делать малыми радиусами в плане, так как это ведет к излишним потерям напора, местным увеличениям скоростей течения, а зимой - к ледовым заторам. Минимальный радиус изгибов трассы энергетических каналов (м) определяют зависимостью:
(26.13)
где - средняя скорость течения; - площадь живого сечения.
Кроме того, следует соблюдать условие , где b- ширина канала по дну.
Во избежание заторов льда или шуги нужно, чтобы при угле поворота трассы и при .
Так же рекомендуем посмотреть:
-
Виды торговой мебели
Оборудование для торговли необходимо для того, чтобы осуществлять хранение и демонстрацию различного товара. -
Особенности алюминиевых и медных листов
Современная промышленность нуждается в качественных материалах, которые не будут окисляться и подойдут для штамповки любого типа. -
Использование облицовочной керамической плитки
Сегодня, пожалуй, использованием облицовочной керамической плитки уже и не удивишь совсем никого: встретить ее можно если и не в каждом доме, то в трети точно. -
Как сделать подвесной потолок в офисе
Когда на рынке появился гипсокартон, заниматься ремонтом стало проще. Раньше для отделки можно было использовать кафельную плитку, обои. -
Аренда экскаватора: особенности выбора техники и ее эксплуатации
В строительстве, при проведении дорожных работ, в процессе демонтажа зданий активно используется землеройная техника.