Трубопроводы

При неблаго­приятных климатических условиях (особенно при низких темпера­турах) на участках с сильно пересеченной местностью или лавино­опасных, а также подверженных воздействию селей, камнепада и т. д. часть трассы канала может выполняться в виде трубопровода замкнутого русла, работающего обычно в напорном режиме. На многих современных крупных каналах длина трубопроводов дости­гает десятки километров. Трубопроводы бывают открытые и засы­панные; открытые трубопроводы укладывают на поверхности зем­ли, а также в траншеях, туннелях или галереях так, чтобы к ним обеспечивался свободный доступ. Продольная и нормальная состав­ляющие веса трубы 1 воспринимаются анкерными опорами 3 (рис. 27.9).

 

 Рис. 27.9 Разрезной стальной трубопровод с компенсатором:
1 - труба; 2 - компенсатор; 3 - анкерная опора; 4 - промежуточная опора

Промежуточные опоры 4 могут воспринимать лишь нор­мальную по отношению к оси трубы составляющую ее веса. Во избежание чрезмерных температурных напряжений в трубах по­следние разрезают между опорами. В месте разреза устанавливают компенсатор, конструкция которого позволяет трубе свободно удли­няться или укорачиваться. При расположении трубопровода в га­лерее, где колебания температуры незначительны, трубы не разре­зают. Конструкция стального литого    компенсатора    показана на  (рис.27.10,а). Патрубок 1 и раструб 5, соединяемые фланцами с трубопроводом, могут совершать продольные перемещения один относительно другого при изменении длины трубопровода вследст­вие колебаний температуры. Уплотнение компенсатора осуществ­ляется с помощью резинового кольца 4 при стяжке болтом 3 на­ружного кольца 2 и раструба 5.

Засыпанные трубопроводы укладывают в траншеи на песчаную, гравийную или бетонную подготовку, после чего траншею засыпают грунтом. Они конструктивно проще и дешевле открытых трубопро­водов, так как не имеют бетонных опор и компенсаторов, но осмотр и ремонт их затруднителен. Трубопроводы изготавливают из метал­ла, бетона и реже из дерева. Металлические трубопроводы дороги и применяются обычно в тех случаях, когда их диаметры невелики, а также на участках с большим внутренним давлением. Основным элементом металлического трубопровода является оболочка 1 (рис. 27.10, б, в), которая

 

 Рис. 27.10 Детали стального   трубопро­вода:
а - литой сальниковый компенсатор; 1 - пат­рубок; 2 - наружное кольцо; 3 - стяжной болт; 4 - резиновое кольцо; 5 - раструб; 6 - гладкостенный сварной трубопровод: 1 - листы стали; 2 - сварные швы; в - бандажированный трубопровод: 1 - листы стали; 2 - бан­дажные кольца

выполняется цельнотянутой или свари­вается из отдельных вальцованных стальных листов. При повышенных давлениях воды оболочку металлических трубопроводов усиливают путем насадки на нее металлических колец - бандажей (рис. 20.10, в). Такие бандажные кольца обычно выполняют бесшовными из высокопрочной стали. Железобетонные трубопроводы устраивают сборными (при диаметрах меньше 4 м, так как в про­тивном случае их монтаж затруднен вследствие большой массы звеньев) и монолитными. Типы сечений железобетонных трубопро­водов и конструкция их отдельных элементов такие же, как у дюкеров (см. рис. 27.12 и 27.13).

Понравилось? Поделитесь материалом

© 2007 Hydrotechnics.ru.
Использование материалов разрешается при обязательной установке
активной гиперссылки на сайт Hydrotechnics.ru рядом с опубликованным материалом.