Крепление каналов гравием, камнем, бетонными и железобетонными плитами

Этими средствами обычно укрепляют участки каналов с большим уклоном дна (где могут быть большие скорости течения воды) или каналы, вырытые в слабых грунтах.

Гравий диаметром 20-40 мм (или щебень) применяют для крепления дна каналов, отсыпая его из кузова автомашины лотком после крепления подошвы и откосов.

На лоток гравий подает рабочий. При медленном движении машины щебень через лоток сыплется на дно канала. При этом второй рабочий перетаскивает нижний конец лотка. Отсыпанный гравий на дне разравнивают слоем 10 см.

Для мощения дна и откосов каналов используют напольный камень диаметром 15-20 см. Мостовую делают на слое гравия и мха толщиной соответственно 10 и 5 см. Гравий разравнивают и покрывают мхом (рис. 32).

Вместо мха можно применять стеклохолст. По подошве откосов и поперек дна канала через каждые 5-10 м, а также по окраинам мостовой кладут более крупные камни. При мощении камни укладывают так, чтобы они прижимали друг друга. Зазоры между камнями допускаются минимальные.

Мостовая должна быть сплошной. Ни один камень не должен свободно подниматься руками. Булыжную мостовую обычно устраивают для быстротоков.

Для крепления дна, подошвы и откосов каналов применяют бетонные плиты размером 40x50 см. Если


Рис. 32  Схемы  укрепления каналов:
а, б, в – булыжной мостовой;
г, д, е  бетонными плитами; 1 - камни; 3 - гравий; 4-  дерн; 5- уплотненный гумусовый грунт; 6  кодышки; 7 -  бетонные  плиты; 8 -  гравий;  9 -  колья   (размеры в см).

 

 
Рис. 33 Дно и нижняя часть откосов канала укреплены бетонными
плитами


укрепляют только нижнюю часть откосов, то в слабых грунтах по подошве откосов забивают расколотые пополам колья длиной не менее 50 см и диаметром 12 см,

 

 
Рис.  34 Вид канала,  укрепленного  железобетонными  плитами

которые служат опорой для бетонных плит. Чаще всего бетонные плиты используют для дна и нижней части откосов (рис. 33). Бетонные плиты укладывают на слой гравия толщиной 5 см. В твердых грунтах вместо гравия можно применять песок или почвенный грунт. В этом случае под стыки между плитами рекомендуется класть два слоя стеклохолста шириной не менее 10 см. Бетонные плиты должны хорошо лежать на подготовленной поверхности. С этой целью применяют деревянный шаблон, размеры которого соответствуют бетонным плитам. Сначала на поверхности укладывают деревянный шаблон, а потом бетонные плиты.

Каналы в местах подхода к мостам, трубам, перепадам и другим сооружениям, сбросные каналы, а также быстротоки укрепляют монолитными или сборными железобетонными плитами (рис. 34). Наибольшее распространение получили сборные железобетонные плиты размером 120x120 и 60х120 см. Такие плиты монтируют при помощи автокранов.

В тех случаях, когда по откосам каналов фильтруются грунтовые или напорные (в виде родников) воды, их следует осушить откосовыми дренами до проведения работ по креплению.

Так же рекомендуем посмотреть:

© 2007 Hydrotechnics.ru.
Использование материалов разрешается при обязательной установке
активной гиперссылки на сайт Hydrotechnics.ru рядом с опубликованным материалом.