Скреперы. Классификация

Разработка грунта самоходным скреперомСкреперы классифицируют по: емкости ковша, способу перемещения машины, способу загрузки ковша, способу разгрузки ковша, управлению рабочими органами и количеству осей.

1. По емкости ковша скреперы разделяются на скреперы малой (до З м3), средней (до 10 - 12 м3) и большой (более 15 -18 м3) емкости.

Емкость современных скреперов увеличивается по мере роста мощности тракторов и колесных тягачей.   В европейской практике геометрическая емкость ковша скрепера обычно не превышает 10 - 15 м3.

 

В США на крупных гидротехнических строительствах с большими объемами земляных работ применяют скреперы   с ковшами   емкостью 15 - 30 м3   при мрщности колесного тягача до 515 квт (700 л. с). Емкость сдвоенных ковшей у некоторых   скреперных    агрегатов   достигает 109 м3 при мощности тягача 880 квт (1200 л. с.) (два дизеля па 440 квт).

Снятие грунта скрепером на наклонной плоскости

Разработка грунта скрепером под уклоном

2. По способу передвижения различают прицепные, полуприцепные и самоходные скреперы.                                                       

Прицепные скреперы буксируют гусеничным трактором или   двухосным колесным тягачом; они могут быть   одноосными - с ковшами малой емкости с разгрузкой преимущественно назад без планировки грунта, и двухосными - с ковшами   средней, и  большой емкости с разгрузкой грунта вперед с   одновременной  планировкой грунта нижней кромкой днища ковша.

У прицепных скреперов вес скрепера и грунта в ковше воспринимается ходовыми осями скрепера, не увеличивая сцепного веса трактора (тягача).

Прицепной скрепер Д-458 с гидравлическим управлением

Рис. 2.1 Прицепной скрепер Д-458 с гидравлическим управлением
1 - рама; 2 - ось вращения ковша; 3 - ножи; 4 - боковые ножи; 5 - цепь транспортной подвески;  6 - транспортная  сцепка; 7 - основная сцепка;  8 - передние  колеса;  9 - дышло; 10 - трубопроводы; 11- гидравлический цилиндр; 12 - передняя заслонка; 13- шарнирно-рычажный механизм;  14 - ковш;  15 - задний буфер;  16 - задние колеса

В рабочем цикле прицепного скрепера транспортные операции (груженый и холостой ход) занимают до 80% времени. Низкие скорости гусеничных тракторов (9 - 12 км/ч) ограничивают производительность прицепных скреперов на гусеничной тяге, и потому их целесообразно применять лишь при наличии тяжелых дорожных условий.

Полуприцепные скреперы состоят из двух частей - одноосного (преимущественно) или двухосного пневмоколесного тягача седельного типа и скреперного оборудования. При этом тяговое и скреперное оборудование представляет в целом единую машину. При необходимости колесный тягач может быть отсоединен от скреперного оборудования, с которым он органически не связан, и использован для других целей на строительстве.


Полуприцепной скрепер с одноосным тягачем

Рис.2.2  Полуприцепной скрепер с одноосным тягачем

1 - ведущий мост тягача; 2 - одноосный тягач; 3 - ковш; 4 - днище ковша с ножами; 5 - задняя стенка; 6 - заслонка; 7 - передняя рама; 8 - буфер; 9 - гидравлические цилиндры выдвижения стенки; 10 - подъемные цилиндры; 11 - хобот; 12 - гидроцилиндры поворота скрепера

Полуприцепной скрепер с двухосным тягачем

Рис.2.3  Полуприцепной скрепер с двухосным тягачем (трактором)

1 - трактор; 2 - седельно -сцепное устройство ; 3 - рама; 4 - рукава и трубопроводы ; 5 - гидроцилиндр управления заслонкой ковша ; 6 - механизм управления заслонкой ковша; 7 - гидроцилиндр подъема и опускания ковша; 8 - заслонка ковша ; 9 - ковш; 10 - задняя стенка ковша ; 11 - гидроцилиндр управления задней стенкой ковша

У полуприцепных   скреперов   часть   конструктивного   веса скрепера и веса грунта в ковше передается в виде вертикальной догрузки на ведущую ось тягача, увеличивая его сцепной вес и  улучшая за счет этого тяговую характеристику машины.

 Самоходные скреперы представляют собой машину, у которой двигатель и скреперное оборудование встроены в общую конструкцию и органически с ней связаны. Выделение полуприцепных скреперов к одноосному тягачу в группу самоходных довольно условно, так как по конструкции они могут не отличаться от прицепляемых к двухосному тягачу. Все ходовые колеса самоходных скреперов выполняются приводными. Конструктивный вес, а также вес грунта в ковше распределяются на переднюю и заднюю оси примерно поровну, что наиболее благоприятно сказывается на тяговой характеристике машины.

Наибольшее распространение в современной практике имеют полуприцепные скреперы, использующие типовые одноосные тягачи в качестве силового и тягового оборудования.  

3. По способу загрузки (наполнения) ковша различают скреперы с загрузкой под давлением срезаемой стружки грунта (наиболее распространенный способ) и с загрузкой при помощи элеватора. В первом случае наполнение ковша связано с преодолением значительных сопротивлений, во втором случае они снижаются, поскольку подъем грунта в ковш производится элеватором.

Принципиальная схема полуприцепного скрепера с элеваторной загрузкой

Рис.2.4 Принципиальная схема полуприцепного скрепера с элеваторной загрузкой

а - набор грунта; б - нагрузка грунта

Стремление к уменьшению энергоемкости загрузки ковша скрепера привело к созданию скреперов с элеваторной загрузкой ковша, при которой отпадает необходимость в применении бульдозера-толкача. Опытные образцы таких скреперов изготовлены с ковшами емкостью 14-20 м3.

Принципиальная схема полуприцепного скрепера с элеваторной загрузкой показана на рис.2.5. Ковш такого скрепера состоит из двух боковых стенок и наклонно приваренных к ним задней и передней торцовых стенок. Над передней стенкой установлен наклонный элеватор с ковшами скребкового типа, поднимающий грунт, срезанный ножами днища ковша. Поднятый элеватором грунт ссыпается в ковш скрепера. Для разгрузки грунта днище ковша гидравлическими толкателями откатывается назад по ходу машины.

Привод элеватора механический, от вала отбора мощности. Элеваторная загрузка обеспечивает высокий коэффициент наполнения ковша независимо от толщины срезаемой стружки грунта и ее физико-механических свойств.

При этом отпадает также необходимость применять вспомогательные бульдозеры для толкания скреперов при наборе грунта (особенно при разработке тяжелых плотных грунтов и использовании скреперов большой емкости).

4. По способу разгрузки ковша различают скреперы со свободной, принудительной, полупринудительной и со щелевой разгрузкой (вниз)  (рис. 2.5).

Схемы способов разгрузки ковша и типы заслонок

Рис.2.5 Схемы способов разгрузки ковша и типы заслонок
а -  свободная   (самосвальная)    разгрузка    вперед;   б -  разгрузка     назад;
в -  принудительная  разгрузка;  г -  полупринудительная  разгрузка;  
д  - щелевая разгрузка (вниз); е - плавающая заслонка; ж - постоянно управяемая заслонка; 
1- передняя заслонка;  2 - ковш;  3 - нож; 4 -  задняя заслонка; 5 - подвижная стенка.

У скреперов со свободной (самосвальной) разгрузкой ковш опрокидывается назад (у одноосных скреперов) либо вперед (у двухосных скреперов). Скреперы со свободной разгрузкой ковша плохо разгружают липкие   и   переувлажненные   грунты.

У скреперов с принудительной разгрузкой грунт выталкивается прямолинейным движением вперед задней подвижной стенки ковша. Скреперы с такой разгрузкой могут работать на любых грунтах, в том числе на грунтах липких и переувлажненных.

У скреперов с полупринудительной разгрузкой днище и задняя стенка конструктивно выполнены как единый узел, который шарнирно подвешен на боковых стенках или к подножевой плите ковша. Для разгрузки днище с задней стенкой опрокидывается вперед, при этом грунт в первоначальной стадии выталкивается из ковша принудительно, а в конце разгружается за счет  свободного высыпания под действием собственного веса. При полупринудительной разгрузке стенки ковша не полностью очищаются от липких и переувлажненных грунтов.

При щелевой разгрузке грунта (вниз) днище ковша, поворачиваясь, выводится из-под грунта и становится под углом наклона к горизонту 72-75°. Этот способ разгрузки характеризуется хорошей выгрузкой липких и переувлажненных грунтов и значительно меньшей энергоемкостью механизма выгрузки.

5. По системе управления рабочими органами различают скреперы с канатным, гидравлическим и   электроуправлением.

Наиболее широкое и преимущественное распространение получает гидравлическая система управления. Основным достоинством гидравлического механизма является возможность реверсирования действующих усилий. Под воздействием гидравлического цилиндра двойного действия весь вес скрепера может быть сосредоточен на режущих ножах и врезание ковша в грунт осуществляется на минимальном пути. Аналогичный, цилиндр принудительно полностью закрывает заслонку ковша, предотвращая потери грунта при его транспортировании.

Скорость движения   полуприцепных и самоходных скреперов   предусмотрена   в    пределах 40 - 50 км/ч  т. е.   примерно в 6 - 6,5 раза   больше,   чем     у гусеничных.

Так же рекомендуем посмотреть:

© 2007 Hydrotechnics.ru.
Использование материалов разрешается при обязательной установке
активной гиперссылки на сайт Hydrotechnics.ru рядом с опубликованным материалом.