Устройство асбестоцементных безнапорных трубопроводов. Устройство уличной канализационной сети из асбестоцементных труб

Асбестоцементные трубы широко используются для устройства самотечных и напорных трубопроводов, предназначаемых для транспортирования по ним сточных вод.

Для этих трубопроводов применяют асбестоцементные трубы водопроводного типа, хотя во многих случаях из них прокладывают безнапорные (самотечные) линии. Иногда при этом используют асбестоцементные трубы, из которых строители по тем или иным причинам не смогли построить напорный трубопровод и которые не подвергались гидравлическим испытаниям на установленное техническими условиями давление, а иногда и обычные трубы водопроводного типа.

Использование водопроводных асбестоцементных труб при постройке безнапорных трубопроводов объясняется тем, что стоимость прокладки асбестоцементных труб значительно меньше, чем керамических и железобетонных.

Именно поэтому нельзя признать правильным прекращение производства отечественной промышленностью в широком ассортименте безнапорных асбестоцементных труб, на изготовление которых можно использовать асбест более низких сортов. Стоимость таких труб была бы еще меньшей, чем стоимость используемых водопроводных труб.

 Устранение порыва в уличной канализации

Устранение порыва в уличной канализации

Асбестоцементные трубы при устройстве уличной канализации укладывают как на естественном, так и на искусственном основании. Выбор типа основания обосновывается   проектом   канализационной сети города или промышленного предприятия с учетом местных грунтовых и гидрогеологических условий.

Представляет интерес опыт прокладки самотечного канализационного коллектора из асбестоцементных труб диаметром 546 мм со свайным основанием под концами укладываемых труб вместо обычно устраиваемого в таких случаях ростверка.

Проведенные расчеты установили достаточную механическую прочность труб при работе их в виде балок, нагруженных постоянной нагрузки от грунта и переменной подвижной   нагрузкой  от  различных транспортных средств.

К укладке асбестоцементных труб приступают после выравнивания и подчистки дна траншеи под проектную отметку при естественном основании или после устройства искусственного основания при неблагоприятных грунтовых условиях.

От места хранения на трассе до места укладки в траншею асбестоцементные канализационные трубы в большинстве случаев перемещают вручную, так как даже трубы значительных размеров имеют небольшой вес. Опущенные на дно траншеи трубы укладывают в соответствии с заданными по проекту направлением и уклоном при помощи простых приспособлений в виде обноски, визирок, шнура и отвеса.

Для устройства неглубокого и небольшого в плане смотрового колодца с успехом могут быть использованы асбестоцементные кольца (рис. 25), которые нарезают из асбестоцементных труб большого диаметра. Для пропуска через такой колодец присоединяемых труб уличной канализации в его стенке заранее проделывают отверстие, размеры которого должны соответствовать размерам присоединяемых труб.  

 

За рубежом при устройстве канализации по улицам, застроенным небольшими, но часто расположенными зданиями (например, в рабочих поселках или старых городах), для удешевления строительства канализация от отдельных зданий присоединяется к магистральной сети с помощью асбестоцементных тройников вместо смотровых колодцев. Отростки этих тройников, если к ним не присоединяют сразу же боковые ветви, заглушают дисками, нарезаемыми из асбестоцементных листов. Перед вставкой диска в раструб отростка края диска с внутренней стороны промазывают расплавленным битумом, а для большей надежности иногда закрепляют металлическими скобами с винтами. Тройники, заглушенные таким способом, засыпают грунтом с аккуратной утрамбовкой. Металлические скобы и болты должны быть оцинкованы или покрыты расплавленным битумом.

После укладки асбестоцементные трубы немедленно присыпают грунтом с самой тщательной его утрамбовкой, особенно между стенками траншеи и нижней половиной трубы.

При устройстве канализации из асбестоцементных труб диаметром 500 мм и более, учитывая гладкое состояние их внутренней поверхности и редкие стыки (через 4 м), в случае необходимости можно допустить укладку отдельных пролетов по кривой большого радиуса.

При заделке стыка асфальтовой мастикой внутреннюю поверхность соединительной муфты (или раструба, если цилиндрическую муфту насаживать на конец укладываемой трубы заранее) и наружную поверхность концов соединяемых труб тщательно очищают и насухо протирают, а в случае надобности даже подсушивают паяльной лампой, так как к мокрой поверхности асфальтовая мастика не пристает. После протирки или подсушки трубы и муфты последнюю надевают на концы соединяемых труб так, чтобы она равномерно захватывала концы обоих труб, и с помощью клинышков или шаблонов, закладываемых с одного конца, центрируют ее, образуя равномерный зазор по всему периметру соединения.

По окончании центрирования со свободного конца муфты в нее вводят смоляную прядь, которая после уплотнения конопаткой должна занимать около 1/6 длины муфты. После этого центровочные приспособления вынимают и смоляную прядь сводят в муфту с другого конца и также уплотняют конопаткой. Пространство, занимаемое прядью, после уплотнения должно равняться примерно 1/3 общей длины муфты.

Затем к краям муфты приставляют двухстворчатую металлическую обойму или хомут, верхние части которого отогнуты и образуют воронкообразное отверстие (литник), через которое вливают разогретую мастику, заполняющую   свободный   объем   стыкового пространства. Непосредственно перед использованном внутреннюю сторону обоймы каждый раз обмазывают тонким   слоем   жирной, хорошо промятой глины, чтобы к ней не прилипала расплавленная мастика. Для предупреждения вытекания мастики по время заливки обойму после постановки ее па место промазывают глиной   по пням соприкосновения с телом трубы и краями соединительной муфты.

Вместо металлической обоймы можно применять накладку из толстого резинового шнура круглого сечения или шланга. Эластичный шнур накладывают на трубу у самого края соединительной муфты и стягивают мягкой проволокой. Чтобы предупредить прилипание асфальтовой мастики к резиновой накладке и скольжение последней по трубе, накладку также смазывают тонким слоем жирной глины. Концы накладки не смыкают на трубе, а в образующееся пространство, дополнительно обделываемое глиной в виде во­ронки, выливают расплавленную асфальтовую мастику. Мастику выливают сначала так, чтобы она стекала по одной стороне трубы до тех пор, пока она не поднимется с другой стороны на 1/3 ее высоты, что на ощупь определяется по температуре накладки, соединительной муфты или трубы. Затем уже мастику выливают на обе стороны трубы. Выливать мастику надо медленно, чтобы дать возможность находящемуся в стыковом пространстве воздуху выйти наружу, в противном случае в стыке образуются пустоты и его придется переделывать.

Для заделки стыков применяются также цементные растворы составов 1:3-1:4. Обычно для этого используется портландцемент марки 400. Приготовленный раствор следует использовать не позже чем через 1 ч после его затворения. Раствор должен быть пластич­ным, но не жидким и не оплывать при заделке им стыков.

Перед заделкой стыков, особенно в сухих траншеях, все стыковое пространство обильно смачивают водой. Цементный раствор вводят в стыковое пространство с помощью лопаток и сильно уплотняют (но не чеканят) деревянными конопатками. Внешний край цементной заделки заглаживают с помощью специальной разделки или рукой в резиновой перчатке.

В жаркую сухую погоду заделанные цементом стыки в сухих траншеях прикрывают периодически смачиваемыми тряпками или рогожей.

Так же рекомендуем посмотреть:

© 2007 Hydrotechnics.ru.
Использование материалов разрешается при обязательной установке
активной гиперссылки на сайт Hydrotechnics.ru рядом с опубликованным материалом.