Вал и подшипники насоса

Вал и подшипники насоса являются весьма важными его деталями. Валы должны обладать большой прочностью, и потому для их изготовления применяются марочные стали. Вместе с тем валы требуют бережного отношения при сборке и разборке насосов, так как, несмотря на прочность, они легко портятся и теряют балансировку.

Для защиты валов от истирания в сальниках и от коррозии служат сменные защитные втулки, надеваемые на вал. Колеса закрепляются на валу посредством шпонок и установочных гаек. Ротор насоса (вал с рабочими колесами в собранном виде) во избежание вибрации должен быть хорошо статически отбалансирован (для длинных роторов многоступенчатых насосов требуется еще и динамическая балансировка). На одном конце вала имеется полумуфта для соединения с валом двигателя или шкив для ременной передачи.

Для восприятия радиальных нагрузок ротора применяют подшипники скольжения или качения (шарикоподшипники).

Шарикоподшипники применяются для роторов с небольшими окружными скоростями вала, поэтому их устанавливают на насосах типа К и НДв, имеющих относительно небольшие диаметры вала и, следовательно, малые окружные скорости. Большой недостаток шариковых подшипников состоит в том, что при аварии с ними возможно повреждение и самого ротора.

Подшипники скольжения работают более спокойно, чем подшипники качения; поэтому все крупные насосы, как, например, 20НДн, 24НДн, 32Д и др., обычно изготовляются с подшипниками скольжения.

Подшипники скольжения имеют чугунные вкладыши с баббитовой заливкой. Смазка масляная, чаще всего кольцевая.

При больших нагрузках и окружных скоростях вала более 8 м/сек необходимо искусственное охлаждение масла. В этом случае масло в подшипники подается специальным насосом под давлением. По выходе из подшипников масло пропускается через фильтр и охладитель, откуда оно поступает в емкость для дальнейшего употребления. Подобная принудительная циркуляция смазки имеется в крупных типа Д и пропеллерных насосах.

В крупных или специальных насосах, перекачивающих холодную воду, часто применяются резиновые, текстолитовые, лигнофолевые и другие подшипники с водяной смазкой.

Упорные подшипники применяются редко, так как они непригодны для работы на высоких окружных скоростях. Поэтому у крупных насосов для восприятия осевых усилий применяются пяты скольжения. Для фиксирования вала в осевом направлении и восприятия осевых давлений в малых и средних насосах применяются радиально- упорные шарикоподшипники.

Так же рекомендуем посмотреть:

© 2007 Hydrotechnics.ru.
Использование материалов разрешается при обязательной установке
активной гиперссылки на сайт Hydrotechnics.ru рядом с опубликованным материалом.