Осевое давление и способы его разгрузки
Для уточнения понятия осевого давления рассмотрим центробежный насос консольного типа, схема которого представлена на рисунке 38.
Рис. 38. Схема протекания воды в рабочем колесе и в зазоре между колесом и
крышкой корпуса
Отличительной особенностью подобных насосов, имеющих рабочие колеса с односторонним входом, является то, что во время их работы возникает осевое гидравлическое давление, которое направлено против движения жидкости во всасывающем патрубке насоса и стремится сдвинуть вал с рабочим колесом в эту сторону. Оно возникает вследствие отсутствия симметрии в рабочем колесе с односторонним входом. Действительно, пусть жидкость во входном отверстии рабочего колеса имеет давление р1 (обычно меньше атмосферного), а по выходе из колеса, в отводящем канале, - давление р2 больше атмосферного.
Ввиду наличия большого свободного пространства между колесом и стенками корпуса (рис. 38) давление на каждую квадратную единицу наружной поверхности рабочих колес (в пространствах В и С) можно принять одинаковым и равным р2. На основании вышесказанного можно записать, что общее давление на наружную поверхность заднего диска (справа) будет равно:
(3 - 1)
где: - площадь наружной поверхности заднего диска за вычетом площади вала.
Общее давление на наружную поверхность рабочего колеса со стороны всасывания (то есть слева) равняется:
(3 - 2)
Из сравнения этих двух уравнений видно, что давление на рабочее колесо справа больше, чем давление слева, поэтому результативная сила после вычитания уравнения (3-2) из (3-1) окажется равной
(3 - 3)
Это и есть приближенная величина осевого давления. Оно направлено в данном случае справа налево, то есть против движения жидкости, поступающей в колесо.
Для разгрузки осевого давления в одноколесных насосах используются следующие способы:
Рис. 40. Схема рабочего колеса с двумя уплотнительными кольцами у входа и разгрузочными отверстиями во втулке.
1)применение рабочих колес с двусторонним всасыванием (рис. 34). Это наиболее эффективный прием разгрузки. Для восприятия остаточных случайных осевых усилий применяются механические средства в виде шариковых или кольцевых пят (упорные подшипники) или установочных колец на валу насоса. При больших числах оборотов крупных насосов (больших окружных скоростях вала) применяются упорно-радиальные и радиальные глубококанавчатые подшипники;
2) устройство второго кольцевого уплотнения с наружной стороны заднего диска колеса и отверстий во втулке (рис. 40), вследствие чего выравнивается давление по обе стороны рабочего колеса. Суммарная площадь разгрузочных отверстий во втулке должна превышать площадь зазора не менее чем в 4 раза. При этом способе возможны также остаточные или случайные осевые усилия (появившиеся, например, в результате неодинакового износа уплотнительных колец), для восприятия которых требуется устройство упорных подшипников.
Наличие разгрузочных отверстий в рабочем колесе насоса уменьшает его к. п. д. на 4-6% вследствие того, что щелевые утечки здесь происходят с двух сторон колеса;
3) устройство механических пят в виде упорных подшипников в опорной части насоса. Данный способ отличается небольшой затратой мощности вследствие малого коэффициента трения таких подшипников.
Разгрузка осевых усилий в многоколесных насосах достигается в основном двумя способами:
1)симметричным и взаимопротивоположным расположением рабочих колес с односторонним входом. Эффективность этого способа та же, что и при использовании колес с двусторонним всасыванием. Восприятие остаточных усилий осуществляется вышеприведенными способами;
2)применением уравновешивающего диска (гидравлической пяты). На рисунке 41 приведена схема одного из таких устройств. Гидравлическая пята в виде металлического диска А закрепляется на валу с напорной стороны за последним рабочим колесом насоса. Между колесом и неподвижной стенкой корпуса имеется зазор З2. Такой же зазор З3 имеется между диском А и стенкой корпуса. Разгрузочная камера Е сообщается с подводом первой ступени специальной трубкой, вследствие чего в камере Е устанавливается давление, близкое к давлению в подводе 1-й
Рис. 41. Схема разгрузочного устройства с помощью гидравлической пяты
ступени р1. Давление в промежуточной камере D превышает давление в разгрузочной камере Е, поэтому на диск гидравлической пяты действует усилие, разгружающее осевое давление ротора. Действие этого устройства происходит автоматически. Действительно, пусть по какой-либо причине давление в разгрузочной камере Е уменьшится. Вследствие этого диск А вместе с валом и колесом немедленно переместится влево и изменит величины обоих зазоров: зазор З3 увеличится, а зазор 32 уменьшится. Это повлечет за собой уменьшение давления в промежуточной камере Д что приведет к смещению колеса в правую сторону, то есть колесо вернется в прежнее положение.
Из описания следует, что подобное устройство характеризуется также дополнительными щелевыми утечками, снижающими объемный к. п. д. насоса.
Так же рекомендуем посмотреть:
-
Виды торговой мебели
Оборудование для торговли необходимо для того, чтобы осуществлять хранение и демонстрацию различного товара. -
Особенности алюминиевых и медных листов
Современная промышленность нуждается в качественных материалах, которые не будут окисляться и подойдут для штамповки любого типа. -
Использование облицовочной керамической плитки
Сегодня, пожалуй, использованием облицовочной керамической плитки уже и не удивишь совсем никого: встретить ее можно если и не в каждом доме, то в трети точно. -
Как сделать подвесной потолок в офисе
Когда на рынке появился гипсокартон, заниматься ремонтом стало проще. Раньше для отделки можно было использовать кафельную плитку, обои. -
Аренда экскаватора: особенности выбора техники и ее эксплуатации
В строительстве, при проведении дорожных работ, в процессе демонтажа зданий активно используется землеройная техника.