Задвижки

Задвижки (рис. 90) применяются для переключения подачи воды насосами в различные трубопроводы, регулирования расхода и напора, а также для включения и выключения отдельных участков трубопровода.

Задвижки на отдельных всасывающих линиях мелиоративных станций (рис. 90,б) ставятся в случае работы насосов под постоянным или временным затоплением (заглубленные здания станций). В надземных станциях задвижки на всасывающих трубопроводах не нужны (рис. 90, а). На водопроводных станциях (с коллектором на всасывающем или напорном трубопроводах) для переключений трубопроводов или отключения отдельных насосов без остановки других установка задвижек необходима (рис. 90). Число задвижек и принятая схема переключения определяются числом установленных насосов и условиями бесперебойной работы станции.

На оросительных насосных станциях допускается временное прекращение подачи воды; поэтому внутристанционные напорные трубопроводы устраиваются без переключающего коллектора, и задвижки на них располагаются согласно схеме, показанной на рисунке 90, в. Арматура и фасонные части устанавливаются в следующем порядке: монтажная вставка 1, задвижка 2, обратный клапан 3, переход 4 и компенсатор 5.


Рис. 90. Схема присоединения всасывающих и напорных трубопроводов к насосам:
1 - монтажная вставка; 2 - задвижка; 3 - обратный клапан; 4 - переход;
5 - компенсатор.

На напорном трубопроводе задвижки устанавливаются у насоса (после монтажной вставки для регулирования расхода и напора) и на ответвлениях трубопровода. Задвижки, выпускаемые нашей промышленностью, в зависимости от конструкции затвора, подразделяются на параллельные и клиновые.

Обработка и притирка уплотняющих колец в параллельных задвижках осуществляются проще и легче, чем в клиновых.

Оба вида задвижек изготовляются с выдвижным и невыдвижным шпинделем (болт, на котором монтируется запорное устройство и маховик для вращения).

Наибольшее распространение в трубопроводах с внутренним давлением не более 10 ат имеют параллельные задвижки с выдвижным шпинделем, диаметром проходного отверстия от 50 до 400 мм.

Задвижка (рис. 91) состоит из корпуса 8 и крышки 7, соединенных между собой


Рис. 91. Задвижка параллельная с выдвижным шпинделем: 1 - шпиндель;
2 - маховик; 3 - гайка; 4 - втулка; 5 - сальниковая набивка; 6 - станина корпуса сальника; 7 - крышка; 8 - корпус задвижки; 9 - чугунный диск-шибер;
10 - чугунный клин; 11 - болт; 12 - бронзовые уплотнительные кольца

болтами с проложенной между ними прокладкой. Устройство, закрывающее проходное отверстие в корпусе задвижки, состоит из двух чугунных дисков - шиберов 9, подвешенных на нижний конец шпинделя 1, и чугунного клина 10, вставленного между дисками. Шпиндель 1 проходит в верхней части крышки через сальник 5, обеспечивающий водонепроницаемость задвижки. В корпусе сальника 6 помещена сальниковая набивка из просмоленной пеньки или прографиченного асбеста. Нажимная букса 4 регулирует уплотнение сальниковой набивки путем подтягивания болтов 11.

Верхний конец шпинделя проходит через гайку 3 и вверху имеет маховик 2. При вращении маховика против часовой стрелки шпиндель поднимается вверх вместе с висящими на нем дисками. При крайнем верхнем положении шпинделя диски будут находиться под крышкой в верхней части корпуса задвижки, при этом проходное отверстие будет полностью открыто. При вращении маховика по ходу часовой стрелки шпиндель с дисками опускается вниз и перекрывает проходное отверстие. В крайнем нижнем положении клин 10 упирается в выступ на корпусе задвижки и расклинивает диски 9, плотно перекрывая проходное отверстие. Для плотного перекрытия проходного отверстия задвижки в дисках и корпусе устанавливаются уплотнительные бронзовые кольца 12.

На горизонтальном трубопроводе задвижки устанавливаются вертикально (маховиком вверх) или горизонтально («на ребро»). Чугунные задвижки с невыдвижным шпинделем (рис. 92) изготовляются только больших диаметров (450-1000 мм) и для рабочих давлений от 6 до 10 ат.

Рис. 92. Задвижка параллельная с невыдвижным шпинделем:
1 - корпус задвижки; 2 - маховик; 3-шпиндель; 4-сальник;
5 -крышка задвижки; 6 - гайка; 7 - нижний и 8 - верхний клинья; 9 - диск;
10 - выступ корпуса.

В клиновых задвижках проходное отверстие перекрывается специальным сплошным или состоящим из двух половин клином (рис. 93). Движение

Рис. 93. Задвижка клиновая двухдисковая с выдвижным шпинделем и электроприводом

маховика задвиж­ки в ту или иную сторону придает клину возвратно-поступательное движение, связанное с открытием или закрытием проходного отверстия задвижки.

Материалом для изготовления задвижек служат чугун и сталь. Выбор материала зависит от величины внутреннего давления в трубопроводе.

Открытие и закрытие задвижек, установленных на трубопроводах диаметром более 400-500 мм, требуют больших физических усилий. Механизация и автоматизация работы задвижек осуществляются путем установки электродвигателя, соединенного червячной передачей с маховиком (рис. 93), или применением специального гидравлического привода (рис. 94).


Рис. 94. Схема действия гидравлического привода: первое (І)  положение четырехходового распределительного крана соответствует открытию задвижки; второе (ІІ) положение - закрытию задвижки

Применение на насосных станциях электрифицированных и гидравлических задвижек дает возможность управлять ими на расстоянии (дистанционное управление).

Так же рекомендуем посмотреть:

© 2007 Hydrotechnics.ru.
Использование материалов разрешается при обязательной установке
активной гиперссылки на сайт Hydrotechnics.ru рядом с опубликованным материалом.