Общие понятия о механической передаче энергии от двигателя к насосу

Для механической передачи энергии от двигателя к насосу существует четыре вида соединений: прямое, непосредственное через муфту, через зубчатые колеса и через ременную передачу.

Передача посредством прямого соединения применяется в установках поршневых прямодействующих насосов. У этих насосов поршень паровой машины соединяется с поршнем насоса при помощи общего поршневого штока, и оба поршня внутри цилиндров совершают возвратно-поступательное движение.

При вращательном движении двигателя прямая передача может быть осуществлена путем устройства общего вала для насоса и двигателя. Такая передача применяется для небольших центробежных насосов и вакуум-насосов (моноблочные насосы). К.п. д. передачи моноблочных насосов равен единице.

Передача энергии непосредственно через муфту возможна в том случае, когда оси двигателя и насоса совпадают, а число оборотов двигателя равно требуемому числу оборотов насоса. На рисунке 105 изображена дисковая эластичная муфта, которая состоит из двух дисков-полумуфт, насаженных на валы насоса и двигателя. Диски на валах крепятся при помощи шпонок. Один из дисков муфты имеет цапфы (пальцы), на которые надеваются резиновые цилиндрические кольца, а другой цилиндрические отверстия для пальцев. Резиновые кольца служат для поглощения ударов, возникающих во время пуска и работы насоса. Кроме описанной эластичной муфты, существуют и другие разновидности (жесткие муфты сцепления, муфта Гука и др.). Передача энергии через муфту удобна, компактна, не требует дополни тельной площади для ее установки. Коэффициент полезного действия такой передачи равен единице.


Рис. 105. Соединительная муфта

Зубчатая передача применяется исключительно для передачи вращательного движения, когда вал двигателя не совпадает с валом насоса. В зависимости от взаимного расположения валов зубчатые колеса делятся на: цилиндрические - для параллельных валов; конические - для валов, оси которых при продолжении пересекаются; гиперболические - для непересекающихся валов.

Зубья цилиндрических колес строятся прямыми, косыми и угловыми (шевронными). Два последних типа применяются в тех случаях, когда нужно уменьшить шум, возникающий при соприкосновении зубьев.

Примером гиперболических колес могут служить червячные колеса и червяки, применяющиеся большей частью для перевода быстрого движения в медленное.

Зубчатая передача используется в установках поршневых насосов.

Прямая передача, а также передача посредством муфты и зубчатых колес являются составной частью двигателя и насоса. Поэтому они изготовляются на заводах, поставляются потребителю в готовом виде и с ними приходится иметь дело лишь при монтаже оборудования.

Ременную передачу приходится проектировать и осуществлять на месте. Поэтому на устройстве ременных передач мы остановимся более подробно.

Так же рекомендуем посмотреть:

© 2007 Hydrotechnics.ru.
Использование материалов разрешается при обязательной установке
активной гиперссылки на сайт Hydrotechnics.ru рядом с опубликованным материалом.