Ременные передачи
Сущность устройства и действия ременной передачи заключается в следующем. Ремень в виде бесконечной ленты (сшитый) надевается с некоторым первоначальным натяжением на два шкива, закрепленных шпонками на валах. При этом шкив двигателя называется ведущим (рис. 106), а шкив насоса - ведомым. Ременная передача также делится на две части: ведущую, состоящую из вала с ведущим шкивом и половины длины ремня, сообщающих движение передаче, и ведомую часть, состоящую из второго вала с ведомым шкивом и второй половины длины ремня, получающих движения от первой части передачи.
Рис. 106. Ременные передачи:
а - прямая; б - перекрестная; в - полуперекрестная;
Та часть ремня, которая, двигаясь к шкиву, вступает на него, носит название набегающей ветви, а которая сходит со шкива - сбегающей ветви. Вследствие натяжения ремень прижимается и обхватывает оба шкива. Ведущий шкив благодаря силе трения, возникающей между ободом и ремнем, увлекает за собой ремень, который, в свою очередь, передает вращательное движение ведомому шкиву также благодаря силе трения, появляющейся между ободом ведомого шкива и ремнем.
Ременная передача работает хорошо, если отсутствует скольжение (пробуксовка) ремня по ободу шкивов.
Скольжение в основном зависит от натяжения ремня и угла обхвата.
Углом обхвата называется центральный угол а, стягивающий дугу, по которой лежит ремень на шкиве.
Для обычных условий устройства ременных передач можно принять угол обхвата, равным 160°.
Величина угла обхвата зависит от диаметров шкивов, расстояния между ними, направления вращения ведущего шкива и схемы устройства ременной передачи.
В зависимости от расположения шкивов и способов соединения их ремнем существует несколько видов ременной передачи: открытая, перекрестная, полуперекрестная и с натяжными роликами.