Современное состояние дорожной сети и перспективы ее развития

Дорога - материальная основа транспортного процесса.
 
Автомобильная дорога - это такая дорога, которая обеспечивает производительную эксплуатацию автомобиля и позволяет водителю реализовать высокие скорости движения и полное использование грузоподъемности автомобиля.
 
Настоящая, построенная по установленным нормам и техническим условиям дорога - сложный комплекс, состоящий из ряда конструктивных элементов. Работники автотранспорта должны хорошо знать эти элементы, а также многообразие типов дорог, с тем чтобы предъявлять высокие требования к конструкции и содержанию дорог в интересах бесперебойной и производительной эксплуатации подвижного состава.
 
В настоящее время сеть безрельсовых (внегородских) дорог Советского Союза охватывает около полутора миллионов километров дорог различного вида и состояния, в том числе около 300 тыс. км дорог с твердыми покрытиями. Из числа последних около 87 тыс. км имели к концу 1961 г. так называемые усовершенствованные покрытия.
 
Современная автострада
 
Современная автострада
 
Не имеющие твердого покрытия грунтовые дороги составляют около 80% от общего протяжения сети, так как к числу этих дорог относятся преимущественно дороги районного значения и сельские; состояние низовой дорожной сети в значительной своей части еще не достаточно удовлетворительно.
 
В целях усиления строительства и реконструкции автомобильных дорог в стране Президиум Верховного Совета СССР 26 ноября 1958 г. принял Указ «Об участии колхозов, совхозов, промышленных, транспортных, строительных и других предприятий и хозяйственных организаций в строительстве и ремонте автомобильных дорог», а ЦК КПСС и Совет Министров СССР вынесли постановления, намечающие конкретную программу развития дорожного хозяйства СССР на 1959-1965 гг. Этими документами, имеющими огромное значение для развития автомобильного транспорта в СССР, установлены задания по объему строительства и реконструкции автомобильных дорог, определена техническая направленность, а также установлен новый порядок финансирования дорожного строительства и участия всех колхозов, совхозов, промышленных, строительных, транспортных и других организаций в строительстве и ремонте местных автомобильных дорог.
 
Начиная с 1959 г. источником финансирования строительства дорог общегосударственного значения являются бюджетные ассигнования, строительства дорог республиканского и областного значения - бюджетные ассигнования и целевые отчисления в размере 2% от валовых  доходов  автотранспортных организаций.
 
Строительство, реконструкция и ремонт автомобильных дорог местного значения в соответствии с Указом от 26 ноября 1958 г. должны осуществляться с участием колхозов, совхозов, промышленных, транспортных, строительных и других предприятий и хозяйственных организаций, находящихся в данном районе. Порядок, сроки и формы привлечения на дорожные работы колхозов, совхозов, промышленных и других предприятий, а также ответственность за уклонение от участия в дорожных работах устанавливаются Президиумом Верховного Совета союзных республик с учетом местных условий.
 
В принятых XXI съездом КПСС директивах по развитию народного хозяйства СССР на 1959-1965 гг. говорится: «Грузооборот автомобильного транспорта увеличить за семилетие примерно в 1,9 раза и перевозки  пассажиров  автобусами - более чем в  3  раза...».
 
Важнейшей задачей в семилетии является усиление строительства автомобильных дорог. В 1959-1965 годах намечается построить автомобильных дорог общегосударственного значения в 2,8 раза больше, чем за прошлое семилетие. При этом на важнейших направлениях дороги будут строиться преимущественно с цементно-бетонным покрытием.
 
Значительно расширится сеть дорог с твердым покрытием республиканского, областного и местного значения, особенно в районах освоения целинных земель.
 
За последние три года средний прирост сети дорог с твердым покрытием составил 18 тыс. км. Значительно возросли ассигнования на дорожное строительство. Так, по РСФСР в 1961 г. ассигнования на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание дорог общего пользования составили более 500 млн. руб. вместо 232 млн. руб. в 1955 г.
 
В соответствии с семилетним планом дорожного строительства в настоящее время строятся или усовершенствуются магистрали, соединяющие Москву с крупнейшими центрами страны - Горьким, Куйбышевым и др.
 
На магистрали Москва - Куйбышев длиной 850 км сооружается 450 железобетонных мостов; реконструкция магистрали должна быть закончена в ближайшем будущем.
 
В 1960 г. было закончено строительство восточного полукольца, а в 1962 г.- западного полукольца Московской кольцевой автомобильной дороги (рис. 1). Характеристика дороги: длина 110 км; среднее удаление от центра города 17,3 км; ширина проезжей части 14 м с разделительным газоном шириной 4 м посредине.
 
Сооружение дороги потребовало выполнения 15 млн. м3  земляных работ, укладки 600 тыс. м3  бетона в дорожные покрытия. По всей трассе кольцевой дороги уложено около 200 км бордюрных камней, окаймляющих разделительную полосу, и около 200 тысяч рифленых плиток, укрепляющих сопряжение обочин с проезжей частью.
 
В очень трудных условиях строится магистраль Фрунзе - О ш - продолжение Памирского тракта. Здесь, на высоте 3000 м над уровнем моря, через горный хребет Ала-Тау прокладывается тоннель длиной 2600 м.
В районах освоения целинных земель сейчас работает несколько Десятков машинно-дорожных станций. Сооружаемая ими сеть дорог первой очереди насчитывает более 6000 км. Впоследствии предполагается ее еще больше расширить, доведя до величины, составляющей примерно 400 км на каждый целинный совхоз.
 
Густая сеть асфальтированных дорог создается в Подмосковном угольном бассейне (в том числе дороги Тула - Обидимо, Щекино - Липки и др.).
 
Методом народной стройки усовершенствуют местные дороги в Горьковской области; за 1954-1958 гг. протяжение дорог, имеющих

 Московская кольцевая автомобильная дорога

 

Рис.1 Московская кольцевая автомобильная дорога

 
 
асфальтобетонное покрытие, увеличилось здесь более чем в четыре раза.
 
Широко развернулись дорожные работы в Рязанской области, где схема дорог, строящихся методом народной стройки, сложилась в виде Большого рязанского кольца. Аналогичным образом улучшается дорожная сеть в Ивановской и других областях.
 
Огромного масштаба дорожно-строительные работы предусмотре­ны двадцатилетним планом развития народного хозяйства страны.

За 20 лет протяженность дорог с твердым покрытием увеличится в несколько раз. Магистральные дороги, являясь дорогами высокого класса, объединят местные дороги в единую автодорожную сеть и дадут возможность широко организовать междугородные перевозки грузов. В частности, будут построены и реконструированы на территории РСФСР магистральные дороги: Москва - Воронеж - Ростов, Ленинград - Мурманск, Москва - Волгоград, Куйбышев - Уфа - Челябинск,.Новосибирск - Барнаул - Семипалатинск, Курск - Воронеж- Саратов, Калуга - Брянск - Севск (на Киев) и др.

Так же рекомендуем посмотреть:

© 2007 Hydrotechnics.ru.
Использование материалов разрешается при обязательной установке
активной гиперссылки на сайт Hydrotechnics.ru рядом с опубликованным материалом.