Поперечный профиль дороги

Поперечный профиль (рис. 3) всегда соответствует какой-то одной, определенной точке дороги. Однако у разных точек дороги могут быть либо одинаковые, либо подобные поперечные профили.

Для поперечного профиля в нулевых условиях характерно, что бровки (границы) полотна дороги находятся в одном уровне с поверхностью земли.

Для поперечного профиля с насыпью характерно расположение бровок полотна над поверхностью земли.

Для поперечного профиля с выемкой характерно расположение бровок полотна ниже поверхности земли.

Полотно дороги состоит из следующих частей:

-проезжей части, непосредственно предназначенной для движения и занимающей центральную часть полотна;

-обочин - боковых полос, прилегающих к проезжей части и с внешней стороны ограниченных бровками;

-у городских проездов и улиц вместо обочин устраиваются тротуары;

-кюветов - боковых канав, служащих для отвода поверхностных вод.

Для земляного полотна, устраиваемого в виде насыпей или выемок, характерно наличие откосов, обеспечивающих устойчивость полотна.

 

Строительство полотна дороги

Строительство полотна дороги

Кюветы также имеют откосы, придающие им треугольную или трапецеидальную форму.  Размеры и форма кюветов устанавливаются в зависимости от гидрологического режима местности, в которой проходит дорога. При высоких насыпях (свыше 0,5-1,0 м) кюветы не устраиваются.

Двухполосные дороги имеют, как правило, двухскатные поперечные профили; образующаяся на поверхности дороги выпуклость с небольшим возвышением у оси способствует стоку воды в кюветы.

Проезжей части и обочинам придается различный поперечный уклон. Чем ровнее дорожное покрытие, тем меньше поперечный уклон. Так для покрытий усовершенствованного типа уклон 1,5-2,5%; для прочих покрытий - 3,0-3,5%;  для обочин-4,0-5,0%.

Уклоном называется отношение разности высот двух точек на поверхности полотна дороги к расстоянию между ними.

Тригонометрически уклон - это синус угла наклона данной линии к горизонту (отношение катета противолежащего угла к гипотенузе); поскольку же речь идет о малых углах (практически в пределах 6°), в качестве уклона рассматривается тангенс, т. е. отношение разности высот к горизонтальному заложению.

Дороги I категории строятся с разделением по направлениям движения. Проезжей части для каждого направления придается не двухскатный, а односкатный профиль

 
Рис. 3. Поперечные профили дороги:
а) в нулевых условиях;   б) с насыпью;   в) с выемкой

поперечным уклоном, обращенным от оси дороги к бровкам. Между обеими половинами проезжей части устраивается   разделительный   газон.

При сооружении дорог в нулевых условиях выпуклость полотна обычно обеспечивается за счет земли, вынутой из кюветов.

Полосою отвода называется полоса земли, выделяемая государством в распоряжение дорожных органов для устройства земляного полотна и дорожных сооружений, а также для всяких нужд, связанных с нормальной эксплуатацией дороги.

 
Части полосы отвода, находящиеся за пределами земляного полотна, называются обрезами дорожной полосы. Обрезы используются для размещения линейных зданий, водоотводных сооружений, запасных и объездных путей, пешеходных и велосипедных дорожек, посадки древонасаждений, устройства резервов (неглубоких уширенных канав, служащих источником грунта при производстве земляных работ по устройству насыпей).
 
Ширина земляного полотна проезжей части и (косвенным образом) обочин устанавливается для каждой категории дороги (рис. 4) в соответствии с нормами
 
 
 
Рис. 4. Ширина   земляного  полотна  и проезжей части дорог различных технических    категорий:
а) I категории;     б) II -III категорий;     в) IV-V категорий

технической классификации (НиТУ 128-55). По ГОСТ 9314-59 в СССР разрешено производство автомобилей не шире 2,5 м(временно допускается в порядке исключения выпуск междугородных  автобусов шириной  2,7 м и дизельных  грузовых автомобилей шириной 2,65 м).

Ширина проезжей части является произведением ширины одной полосы движения на число полос движения.

Что касается количества полос движения, суммарно составляющих проезжую часть дороги, то оно зависит от интенсивности движения по дороге и пропускной  способности одной полосы. Под расчетной интенсивностью принято понимать то количество автомобилей, которое должно пройти по дороге, а под пропускной способностью - количество, которое может быть пропущено по одной полосе (разумеется, за один и тот же период времени); деля одно на другое, получаем искомое количество полос.

Ширина полосы движения тесно связана с габаритной шириной подвижного состава. Известно, что для легковых автомобилей габаритная ширина составляет величину в пределах от 1,5 до 2,0 м, для большинства грузовых автомобилей и автобусов - величину в пределах от 2,0 до 2,5 м. Если для дорог I-III категорий ширина полосы движения равна 3,5 ж, то легковой автомобиль может двигаться по этой полосе, имея справа и слева зазоры не менее 0,75 м; грузовой автомобиль - зазоры не менее 0,5 м. На дорогах IV-V категорий, где ширина полосы движения равна 3,0 м, зазоры безопасности составляют: для легковых автомобилей до 0,5 м, а для грузовых автомобилей до 0,25 м.

Установление  различной  ширины для  полосы движения дорог I- III и IV-V категорий вполне закономерно, поскольку величина зазоров пропорциональна расчетной скорости движения, которая в свою очередь зависит от категории дороги.

Так же рекомендуем посмотреть:

© 2007 Hydrotechnics.ru.
Использование материалов разрешается при обязательной установке
активной гиперссылки на сайт Hydrotechnics.ru рядом с опубликованным материалом.