Пропускная способность автомобильных дорог
Пропускная способность одной полосы движения, т. е. то максимальное количество единиц подвижного состава, которое может проследовать по дороге, при движении с расчетной скоростью в одном направлении за определенный период времени, например один час, определяется исходя из следующих данных:
V - заданная техническая скорость движения автомобилей, км/час;
х - среднее расстояние (габаритная длина), занимаемая одним автомобилем (автопоездом), м;
- интервал (промежуток времени) между следующими один за другим автомобилями, час. Приэтих показателях в течение 1 часа по дороге может быть пропущено N автомобилей (искомая пропускная способность), следующих друг за другом с интервалом I час Nt = 1 час,
откуда , где коэффициент 1000 введен в числитель с целью обеспечить единство измерителей (поскольку скорость учитывается в км/час, а расстояния - в м)
Строительство дорожной инфраструктуры
Однако на этом вывод выражения пропускной способности не заканчивается, так как величина х должна быть расшифрована и представлена как функция скорости V.
Величина хможет быть представлена как сумма следующих трех элементов (рис. 5)
, где l1 - средняя габаритная длина единицы подвижного состава; l2 -расстояние, проходимое автомобилем с установившейся скоростью за время так называемой реакции шофера (т. е. до момента осознания необходимости торможения); l3 - дистанция торможения.
Величина l1 постоянная, а l2 и l3 - переменные, функционально зависящие от величины расчетной скорости движения. Величина l2 представляет собой произведение
где - продолжительность реакции шофера (обычно, в пределах 0,5-1,0 сек).
Так как величина l2 должна быть получена в метрах, тогда как V берется в км/час, а в секундах, то в последнюю формулу вводятся дополнительные коэффициенты и она принимает следующий вид:
где
М - масса автомобиля;
Q - вес автомобиля (при условии, что все его колеса заторможены);
- коэффициент сцепления колес автомобиля с поверхностью проезжей части дороги при движении «юзом» (коэффициент трения скольжения);
Значения для сухой дороги 0,5 0,7; для обледеневшей - 0,1. Поскольку живая сила может быть выражена через величину веса автомобиля, то
где g = 9,81 м/сек2- ускорение силы тяжести.
После сокращения обеих частей уравнения на величину Q определяют l3, одновременно преобразуя скорость из м/сек в км/час
Подставляя наиденные значения в уравнение
получаем формулу для определения пропускной способности одной полосы движения в окончательном виде:
При анализе функциональной зависимости величины пропускной способности от скорости движения видно, что в данном случае приходится иметь дело с кривой второго порядка (рис. 6). Отсюда следует, что при каком-то определенном значении скорости пропускная способность достигает максимума, после чего начинается ее уменьшение. Это происходит потому, что при дальнейшем увеличении V возрастающая в квадратичной прогрессии и входящая в знаменатель дроби величина тормозной дистанции l3 приобретает такие размеры, что общая величина дроби уменьшается, а следовательно, пропускная способность снижается.
От величины пропускной способности зависит количество полос движения, а следовательно, и ширина проезжей части дороги.
Так же рекомендуем посмотреть:
-
Виды торговой мебели
Оборудование для торговли необходимо для того, чтобы осуществлять хранение и демонстрацию различного товара. -
Особенности алюминиевых и медных листов
Современная промышленность нуждается в качественных материалах, которые не будут окисляться и подойдут для штамповки любого типа. -
Использование облицовочной керамической плитки
Сегодня, пожалуй, использованием облицовочной керамической плитки уже и не удивишь совсем никого: встретить ее можно если и не в каждом доме, то в трети точно. -
Как сделать подвесной потолок в офисе
Когда на рынке появился гипсокартон, заниматься ремонтом стало проще. Раньше для отделки можно было использовать кафельную плитку, обои. -
Аренда экскаватора: особенности выбора техники и ее эксплуатации
В строительстве, при проведении дорожных работ, в процессе демонтажа зданий активно используется землеройная техника.