Производство линейных и сосредоточенных земляных работ

В тех случаях, когда работы по подготовке земляного полотна равномерно распределяются по трассе и характеризуются сравнительно небольшими рабочими отметками, они относятся к виду линейных и выполняются машинно-дорожными отрядами, идущими в общем потоке. При значительной концентрации сосредоточенных земляных работ формируются особые машинно-дорожные отряды.
 
Линейные земляные работы преимущественно выполняются автогрейдерами и  прицепными (к тракторам) грейдерами.
 
Количество линейных земляных работ может максимально достигать 20-30 тыс. м3 на 1 км дороги (II и III категории).
 
Сосредоточенные земляные работы преимущественно выполняются скреперами, а также экскаваторами, работающими либо «в отвал», либо «на транспорт» (в последнем случае в едином комплексе с автомобилями-самосвалами).
 
Выполнение земляных работ автогрейдером
 
Выполнение земляных работ автогрейдером
 
Кроме того, при земляных работах применяются бульдозеры и грейдер-элеваторы. Целесообразность применения тех или иных машин при земляных работах обычно связана с дальностью перемещения земляных масс (табл.  11).

 
Простейший вид земляных линейных работ - профилирование. Профилирование выполняется автогрейдерами и грейдерами и заключается в придании полотну дороги правильной формы с минимальными насыпями. В продольном профиле профилированные грунтовые дороги обычно характеризуются минимальными рабочими отметками и при проектировании этих дорог красная линия обычно проводится по обертывающей. Таким образом, профилированные грунтовые дороги, как правило, низкой стоимости со сравнительно небольшой интенсивностью движения.
 
При профилировании грейдер за несколько проходов по одному и тому же участку дороги нарезает кюветы до расчетной глубины, а вынутую из них землю перемещает к оси дороги и разравнивает, обеспечивая при этом создание двухскатного поперечного профиля. Эти операции выполняет основной рабочий орган грейдера - нож длиной от 1,8 до 3,6 м, которому во время работы придается односторон­ний наклон (правым концом вниз). Одновременно нож развернут и в горизонтальной плоскости - его левый конец вынесен вперед. Аналогично работает и автогрейдер (рис. 41).
 

 Автогрейдер

Рис. 41. Автогрейдер: а) внешний вид; б) в плане: 1 - кабина; 2 - правое заднее колесо;   3 - двигатель; 4 - передняя ось; 5 - рама; 6 - нож; 7- левое заднее колесо

 
Производительность грейдера, выраженная в километрах готовой профилированной дороги, определяется по формуле

где
 
Т - число часов работы в сутки;
 
V - средняя скорость грейдера с учетом разворотов и прочих задержек, км/час;
 
п - число проходов грейдера по профилируемому участку дороги.
 
Количество проходов грейдера зависит прежде всего от ширины земляного полотна, а также от рода грунта и от типа самого грейдера, в том числе от длины ножа. На рис. 42
 
 
Четырехпроходная схема профилирования грейдером дороги нестандартного  типа
 
Рис.42.  Четырехпроходная схема профилирования грейдером дороги нестандартного  типа: а)  I проход - нарезка кюветов;   б) II проход - разравнивание;   в) III проход - углубление кюветов;   г) IV проход - окончательная  планировка
 
приведена четырехпроходная схема профилирования земляного полотна, характерная, однако, для дороги с нестандартной шириной полотна (5,5 м). Дороги с нормальной шириной полотна нуждаются в значительно большем количестве проходов грейдера по одному и тому же участку.
 
При выполнении сосредоточенных земляных работ по сооружению земляного полотна дороги особенно большое распространение получили колесные скреперы (табл. 12). На

рис. 43 показана схема скрепера с механическим приводом; лебедка, приводящая в

Схема скрепера с механическим управлением

Рис. 43. Схема скрепера с механическим управлением: 1 - погрузочное положение ковша скрепера;   2 - транспортное положение ковша скрепера. (Сплошными линиями показано положение  скрепера во время транспортировки грунта, пунктиром - в момент заполнения ковша грунтом.

действие агрегаты скрепера, находится на тракторе.
 
Работа скрепера заключается в непрерывном цикличном движении, причем в каждом цикле последовательно чередуются: загрузка ковша (основного рабочего органа скрепера), перемещение к месту разгрузки с грузом, разгрузка и обратное перемещение без груза (рис. 44).

Схемы движения скрепера

Рис.  44. Схемы движения скрепера:
а) кольцевая (при разработке выемки в насыпь;   б) «восьмеркой»   (при разработке резерва в насыпь)

 
Загрузка происходит при опущенном ковше, когда его нижний режущий край своим передним концом на небольшую глубину уходит в землю.
 
Перемещение скрепера с заполненным ковшом, разгрузка и возвратное перемещение происходят при поднятом ковше.
 
Производительность скрепера определяется по формуле
 
 где

Т - количество часов работы в сутки;

V - средняя  скорость движения  скрепера  с  учетом задержек в  пути,  км/час;

q - емкость ковша скрепера, м3;

l - средняя  дальность   перевозки   грунта   скрепером  за  один цикл, км.

Так же рекомендуем посмотреть:

© 2007 Hydrotechnics.ru.
Использование материалов разрешается при обязательной установке
активной гиперссылки на сайт Hydrotechnics.ru рядом с опубликованным материалом.