Работа машин в сложных условиях

Если мелиоративные машины должны работать вблизи линии электропередачи, то, прежде чем пускать механизм в эксплуатацию, необходимо определить охранную зону воздушной линии электропередачи. Охранные зоны определяют двумя параллельными вертикальными плоскостями, отстоящими от крайних проводов линии на расстояние:







Напряжение в линии, кВ ...............................Расстояние,м
От 1 до 20  .......... .........................................        10
До   35       .....................................................        15
»     110     .....................................................        20
»     220     ....................................................         25
»     500    .......................................................       30
»     750     .....................................................        40

Производителю работ, мастеру и механизатору следует помнить, что вести мелиоративные работы, складировать материалы и устраивать стоянки техники в охранной зоне без согласования с организацией, эксплуатирующей линию,  запрещается.

Категорически запрещается работа экскаваторов, стреловых кранов, буровых установок, погрузчиков и других машин и механизмов непосредственно под проводами действующей линии электропередачи любого напряжения.

При работе и передвижении указанных машин вблизи линий электропередачи должны соблюдаться следующие требования:

а)   работа с применением машин вблизи линии электропередачи, находящейся под напряжением, допускается в том случае, если расстояние по воздуху от подъемной или выдвижной части машины, а также от поднимаемого груза в любом их положении, в том числе и при наибольшем подъеме или вылете, до ближайшего провода, находящегося под напряжением, будет не менее:

Напряжение в линии, к В..........Расстояние ,м
До 1     ..........................................     1,5
1-20       .........................................       2
35 -110  ...........................................     4
150 - 220. ..........................................   5
До 330   ..........................................     6
» 500    ............................................     9
» 800 постоянного тока  .....................   9

б)  работа машин вблизи (в охранной зоне) линии электропередачи, находящейся под напряжением, разрешается при условии предварительной выдачи машинисту (крановщику) на срок выполнения данной работы наряда-допуска, определяющего безопасные условия этих работ. Наряд-допуск должен быть подписан главным инженером или главным энергетиком строительно-монтажной организации при наличии письменного разрешения на производство этих работ организации (предприятия), эксплуатирующей линию электропередачи.

Для обеспечения безопасного производства работ должно быть назначено ответственное лицо из числа инженерно-технических работников строительно-монтажной организации, фамилия которого указывается в наряде-допуске.

Работа и перемещение машины вблизи линии электропередачи должны производиться под непосредственным руководством этого лица.

При проезде под линией электропередачи, находящейся под напряжением, рабочие органы машин должны находиться в транспортном положении. Передвижение машин вне дорог под проводами линии электропередачи, находящейся под напряжением, следует производить в месте наименьшего провисания проводов (ближе к опоре).

Осмотр, чистку и ремонт машин с электроприводом можно выполнять только после принятия мер, препятствующих подаче напряжения на электродвигатели. На пусковых устройствах (кнопка магнитных пускателей, рубильники и др.) вывешиваются плакаты: «Не включать - работают люди!». При этом плавкие вставки предохранителей в цепи электродвигателей удаляются.

В случае исчезновения напряжения электродвигатели должны быть выключены.

При эксплуатации машин и механизмов на строительной площадке очень важно в целях безопасности определить их рабочие места. Рабочим местом машины называется пространство, в пределах которого находятся и перемещаются рабочие, машины, оборудование, приспособления, инструменты и необходимые материалы. Исходя из рабочего места,  определяют опасные зоны.

Опасная зона экскаватора (драглайна) при работе в забое равна кругу, описанному наибольшим радиусом копания при наименьшем угле наклона стрелы, увеличенном на 5 м. Опасная зона экскаватора при работе с прямой лопатой будет равна кругу, описанному наибольшим радиусом копания, плюс расстояние до пересечения поверхности с направлением угла естественного откоса разрабатываемого грунта.

Опасная зона работы бульдозера, скрепера, грейдера соответствует участку, отведенному для их работы и маневрирования.

В инструкциях для машиниста любой машины опасные зоны рабочего места должны быть  конкретизированы.

При случайном появлении людей в опасных зонах машинист обязан остановить машину и подать звуковой или зрительный сигнал. При загрузке с помощью экскаватора транспортных средств автомобиль попадает в опасную зону. В этом случае шоферу следует выйти из кабины, а экскаваторщик не имеет права начинать работы, если в кабине находятся люди. Самосвал под погрузку к экскаватору должен становиться так, чтобы ковш экскаватора грузил грунт только с задней или боковых сторон кузова. При этом между автомашиной и экскаватором не должны находиться люди. Ковш опускают как можно ниже, чтобы не повредить кузова, но не ближе 0,5 м от борта автомашины. Перегружать и неравномерно распределять грунт по кузову автомобиля не разрешается.

При комплексной механизации работ (разработке и транспортировке грунта  несколькими взаимодействующими машинами)  каждый водитель должен знать правила безопасной работы на всех других машинах.

Рис. 7. Схема установки экскаватора при разработке котлована
или траншеи.

Машинисты и водители машин обязаны строго соблюдать интервалы между движущимися машинами. При любых условиях расстояние между двумя одновременно работающими машинами устанавливается не менее 2 м, интервалы между работающими одна за другой землеройно-транспортными машинами - не менее 15-20 м.

Опасную зону ограждают хорошо видимыми предупредительными знаками и в некоторых случаях границу опасной зоны оборудуют звуковой сигнализацией.

При производстве работ на участке может возникнуть потребность в дополнительных ограждениях или в изменении размеров опасных зон. Ответственность за определение размеров опасных зон и установку ограждений лежит на руководителях участка, эксплуатирующих строительные машины и распоряжающихся выполнением работ.

Строительно-монтажные машины должны эксплуатироваться на площадках и путях, обладающих необходимой несущей способностью и имеющих уклоны, предусмотренные в паспорте данной машины.

Стационарные машины устанавливают и закрепляют на основании, исключающем наклоны и сдвиги выше указанных проектом.

Для защиты обслуживающего персонала от поражения электрическим током строительные машины, механизмы с электроприводом, электрифицированный инструмент, а также рельсовые пути башенных самоходных кранов заземляют. Работу на строительных машинах с электроприводом и около питающего электрокабеля во время грозы во избежание поражения электрическим разрядом прекращают.

При выполнении на строительных машинах демонтажно-монтажных работ соединения, скрепляемые большим числом болтов, затягивают последовательно от середины к краям или крест-накрест. Этим обеспе­чивается равномерное и надежное уплотнение прокладок и прилегание одной детали к другой. Болты в особо ответственных многоболтовых соединениях затягивают согласно специальным  инструкциям.

Перед эксплуатацией экскаватор устанавливают на спланированной площадке. Экскаватор, снабженный драглайном или обратной лопатой, следует устанавливать так,  чтобы исключалась  возможность сползания или опрокидывания его в разрабатываемый котлован или траншею (рис. 7).

Расстояние от подошвы откоса котлована до экскаватора устанавливают согласно данным таблицы 2.

Таблица   2.   Допустимое расстояние по горизонтали от подошвы откоса выемки до ближайших опор экскаватора, м

Грунт (ненасыпной)

Глубина выемки, м

 

2

3

4

5

Песчаный и гравийный Супесчаный Суглинистый
Глинистый
Лессовый сухой

1,5
1,25
1
1
I

3
2,4
2
1,5
2

4
3,6
3,25
1,75
2,5

5
4,4
4
3
3

6
5,3
4,75
3,5 3
,5

Высота забоя не должна превышать максимальной высоты (глубины) резания, которая определяется расстоянием от уровня стоянки экскаватора до режущих кромок зубьев ковша (табл. 3).

Таблица  3.   Высота

забоя от уровня стоянки экскаватора, м

Вместимость ковша экскаватора, м3

Прямая лопата

Обратная лопата

Драглайн

0,15
0,25-0,35
0,5-0,75

2,7
6,2
7,9

2,2
4,0
5,5

7,6
10,0

При прокладывании осушительных каналов на слабых грунтах под гусеницы или колеса экскаватора укладывают щиты (слани). Для гусеничных экскаваторов с ковшом вместимостью 0,35 м3 длина щитов должна быть 4,5 м, а диаметр бревен - 16-18 см, при вместимости ковша до 0,8 м3 длина щитов - не менее 6,5 м, а диаметр бревен - 20-24 см. С применением щитов можно снизить давление на грунт до 10-15 кПа.
Щиты укладывают поперек оси прохода экскаватора вплотную друг к другу или с интервалами в зависимости от условий и массы экскаватора.

Призмы обрушения (козырьки) убирают до начала работы. При разработке высокого забоя ломами и клиньями снимают крупные камни, находящиеся наверху забоя.

Стены забоя во избежание обвала должны иметь наклон в сторону от экскаватора, соответствующий  углу естественного откоса грунта.

Экскаватор обслуживают машинист и не менее одного помощника. Машинист следит за состоянием забоя и при опасности обрушения грунта немедленно отводит экскаватор в безопасное место, сообщив об этом руководителю работ. Во время работы экскаватора категорически запрещается менять вылет стрелы при наполненном ковше (за исключением безнапорных прямых лопат), подтягивать при помощи стрелы груз, расположенный вне радиуса ее действия, а также регулировать тормоз при подъеме ковша.

Рис. 8. Положение стрелы и ковша экскаватора в нерабочем положении.

В перерывы независимо от их продолжительности стрелу экскаватора отводят в сторону от забоя, а ковш опускают на грунт (рис. S).

Перемещать своим ходом разрешается только исправный экскаватор, для чего устанавливают стрелу строго по направлению хода, а ковш поднимают над землей на 0,5-0,7 м. Помощник машиниста или другое сопровождающее экскаватор лицо должны находиться впереди экскаватора в поле зрения машиниста и указывать безопасный путь.

Для обеспечения безопасного движения на спусках, подъемах, особенно в гололед,  на  гусеницы  необходимо устанавливать шпоры.

Кроме того, у экскаваторов на гусеничном ходу проверяют состояние натяжения гусеничных лент и ходовых цепей. При неравномерном натяжении лент во время движения по наклонной площадке гусеницы могут развернуть  и  опрокинуть экскаватор.

На экскаваторе необходимо соблюдать чистоту. Весь инструмент и инвентарь следует хранить в специально отведенных для этого местах. На поворотной платформе не должно находиться никаких посторонних предметов.

Постоянно следят за техническим состоянием стрелы экскаватора. Если на стреле имеются трещины или деформации, повреждения сварочных швов, ослаблены заклепочные соединения, то такая стрела считается   неисправной.   Стрелы  со  сквозными   трещинами  бракуют.

Надежность болтовых и заклепочных соединений, повреждения сварочных швов проверяют обстукиванием молотком. При исправных соединениях слышен чистый без дребезжания звук.

Для уменьшения износа канаты смазывают специальными канатными мазями. Во избежание травмирования канаты заменяют только в  рукавицах.

При работе на землеройной машине с тросовым управлением необходимо не реже одного раза в 10 дней тщательно осматривать канаты и при необходимости выбраковывать. Сращивать стальные канаты узлами  и  скрутками  запрещается.

При запасовке, переноске и укладке канатов в ручьи барабанов лебедок и блоков рабочие должны обязательно надевать брезентовые рукавицы, а при обрубке стальных канатов - также защитные очки.

У бульдозеров, кусторезов, тракторов систематически очищают гусеницы от грязи, проверяют исправность и износ траков, натяжение гусеничной ленты и цепи привода ведущего колеса.

Натяжение гусеничной ленты проверяют по высоте свободного подъема верхней ветви ленты ломиком над одним из поддерживающих катков. Провес верхней ветви гусеницы между поддерживающими катками при натянутой нижней ветви не должен превышать 40-80 мм. Недостаточное натяжение создает рывки в момент хода, и лента может соскочить с опорных катков.

Через 4 ч работы машину следует останавливать и проводить контрольные осмотры. При этом проверяют уровни масла в картере двигателя, охлаждающей жидкости в радиаторе и масла в гидросистеме и масляных ваннах трансмиссии, нагрев подшипников (на ощупь), смазку в часто смазываемых сочленениях, осматривают ходовую часть, тормоза, муфты, рабочий орган, крепление основных агрегатов и механизмов.
Оставлять машину во время работы или остановки с работающим двигателем запрещается.

В нерабочее время, а также во время чистки и ремонта землеройные машины должны находиться в положении, исключающем возможность их пуска посторонними лицами, поэтому пусковые приспособления следует выключать и запирать. Во время работы машин допуск к ним посторонних лиц запрещается. Не разрешается давать задний ход во время работы с прицепными землеройными машинами, особенно когда рабочие органы заглублены.

Категорически запрещается переезжать через мелиоративные каналы, если это не предусмотрено технологией работ, а также через траншеи в местах сопряжения дрен с коллекторами.

При преодолении землеройными машинами крутых спусков и подъемов запрещается выключать ходовой механизм (машинисту должен быть выдан наряд на опасные работы). Перемещение машин по уклонам с крутизной более допустимой запрещается, а движение через искусственные сооружения (мосты, трубы, лотки и др.) может быть допущено только после проверки прочности сооружений и в случаях необходимости до­полнительного  их  усиления.

Переезд землеройных машин через железнодорожные пути допускается только при наличии разрешения дорожных органов. Для предотвращения порчи железнодорожного пути и гусениц машин устраивают настилы из досок и шпал. Не следует производить разворот гусениц и остановку машины на переездах и искусственных сооружениях.

Перемещать землеройные машины через русла рек и ручьи вброд при глубине более высоты гусеничного хода (с учетом просадки гусениц) запрещается. Переезжать вброд и по ледовым переправам разрешается только в присутствии руководителя работ (мастера, механика, прораба). Во избежание травмирования при движении землеройных машин входить на машины и сходить с них не разрешается.

При Эксплуатации комплексного корчевательного агрегата К-15 или МП-8 следует помнить, что безопасность труда во многом зависит от правильной подготовки их к работе,

Подготовка агрегатов к работе заключается в выполнении всех операций, указанных в инструкциях по эксплуатации и уходу трактором Т-100МЗ и Т-130М, соответствующих корчевателей и сменного рабочею оборудования. Следует проверить правильность фиксации навесных орудий - гидравлического навесного корчевателя или навесных кустарниковых грабель - на механизм навески. Пальцы, соединяющие навесное орудие с механизмом навески, должны быть застопорены. До опускания или поднятия орудия надо убедиться, что возле него никого нет.

Поворачивают агрегат медленно. Не разрешается кому-либо находиться на расстоянии 30 м от агрегата во время поворота.

Корчевание гидравлическим навесным корчевателем К-1 производится при положении ручки управления гидроцилиндров механизма навески   «нейтральное».

Категорически запрещается делать резкие повороты при заглубленных зубьях корчевателя, а также проходить агрегату в незаравненных местах поперек крупных канав старой осушительной сети. Замену зубьев корчевателя разрешается производить только тогда, когда задний механизм навески зафиксирован фиксирующим устройством или когда   навесное   орудие   опущено   на   землю.

Другое сменное оборудование - навесные кустарниковые грабли - навешивают на механизм навески вместо гидравлического корчевателя при сгребании выкорчеванного кустарника и мелколесья.

Сгребание производится при положении ручек управления гидро­цилиндров механизма навески «нейтральное». Запрещается работать с граблями при положении ручек управления гидроцилиндров механизма навески «плавающее», делать резкие повороты но время сгребания   или  работу  производить  толчками.

Для работы в темное время суток агрегат снабжается передними и задними фарами. Фары устанавливают так, чтобы обеспечить освещение на расстоянии не менее 10 м. Передние фары оснащаются защитными ограждениями.

При подталкивании древесины в костер рабочим органом корчевателя он не должен касаться открытого огня. С новым объемом древесины разрешается подталкивать просохшую древесину, находящуюся в непосредственной близости от огня.

Если произойдет воспламенение горючего, то пламя следует засыпать песком, прикрыть войлоком или брезентом, заливка водой не допускается.

Так же рекомендуем посмотреть:

© 2007 Hydrotechnics.ru.
Использование материалов разрешается при обязательной установке
активной гиперссылки на сайт Hydrotechnics.ru рядом с опубликованным материалом.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика