Требования к устройству буровых установок

Сооружение буровой установки, размещение оборудования, устройство освещения должны производиться в соответствии с проектами, техническими требованиями эксплуатации оборудования и типовыми схемами монтажа, утвержденными руководством организации.

Буровая установка должна быть обеспечена средствами малой механизации, а также механизмами, приспособлениями и приборами, повышающими безопасность работ, а также подъездными путями для беспрепятственного подъезда к ней.

Особое внимание следует обратить на контрольно-измерительные приборы установленные на оборудовании. Они должны иметь пломбу или клеймо госповерителя или организации, осуществляющей ремонт таких приборов. Приборы обязательно должны проверяться в сроки, предусмотренные инструкцией по их эксплуатации, а также каждый раз, когда возникает сомнение в правильности показаний.

Манометры выбирают с такой шкалой, чтобы при рабочем давлении стрелка находилась в средней трети шкалы. Манометры и другие контрольно-измерительные приборы устанавливают так, чтобы их показания были отчетливо видны обслуживающему персоналу.

Оборудование, инструмент, полы, лестницы и перила буровых установок должны содержаться в исправности и чистоте. Ширина рабочих проходов для обслуживания механизмов должна быть для стационарных установок не менее 1 м, для самоходных и передвижных не менее 0,7 м.

Верхняя часть ног деревянных вышек должна иметь оковку в виде двух смежных металлических обручей, насаженных выше и ниже отверстия под шкворень.

Соединение ног вышки разрешается производить при помощи кронблочной рамы или шкворня с шайбами, гайками и шплинтом.

Блок должен подвешиваться на глухой металлической серьге. Он должен быть расчален стальным канатом или цепью, концы которых закрепляются зажимами так, чтобы в случае разрыва серьги блок мог упасть вниз на расстоянии не более 1 м от места его подвески. При работе в районах с низкими температурами (-40°С и ниже) для подвески блока допускается применять стальной канат. Диаметр каната и цепи определяется расчетом.

Все болтовые соединения вышек и мачт должны иметь контргайки или специальные шайбы.

Буровые вышки и мачты высотой Ими более надо укреплять растяжками из стальных канатов. Число, диаметр, место и способ крепления растяжек определяют расчетом. Крепления растяжек должны быть выполнены с помощью коуша и не менее чем тремя зажимами.

Растяжки устанавливают в диагональных плоскостях так, чтобы они не пересекали дорог, электролиний, маршевых лестниц и переходных площадок. Нижние концы растяжек крепят через стяжные муфты к якорям. Запрещается крепить две оттяжки к одному якорю.

Буровые вышки должны быть оборудованы маршевыми лестницами, а мачты - лестницами тоннельного типа. Мачты высотой до 14 м самоходных и передвижных буровых установок допускается оборудовать лестницами-стремянками, если по условиям эксплуатации установок требуется подъем рабочих на мачты.
При ведении спускоподъемных операций без верхового рабочего на буровых вышках допускается применять лестницы тоннельного типа. Вышки со сплошной обшивкой граней, кроме внутренних, обязательно оборудуют также и наружными лестницами.

Маршевые лестницы должны иметь угол подъема не более 60°, ширину не менее 0,7 м, шаг ступеней не более 0,3 м, угол наклона ступеней вовнутрь 2-5°, бортовую обшивку высотой 0,15 м и двусторонние перила высотой 1 м со средней рейкой. Расстояние между стойками допускается не более 2 м, кроме того, перила с обоих концов должны соединяться с тетивой лестницы или со стойкой переходной площадки.

В деревянных лестницах через каждые 2,5 м тетива укрепляется стяжными болтами.

Лестницы тоннельного типа делают только металлическими, шириной не менее 0,6 м с шагом ступеней не более 0,4 м. Они должны иметь предохранительные дуги радиусом 0,35-0,4 м, расположенные не более чем на 0,8 м одна от другой и скрепленные между собой тремя полосами. Расстояние дуг от лестницы должно, быть 0,7-0,8 м.

Между маршами лестниц обязательно устраивают переходные площадки, а по всей длине лестницы - промежуточные площадки, установленные на расстояниях не более 6 м одна от другой.

Ширина площадок принимается равной или больше ширины лестниц с перилами высотой 1,25 м, средней рейкой и бортовой обшивкой высотой не менее 0,15 м.

Вышки высотой более 14 м должны иметь кронблочную площадку, огражденную перилами высотой 1,25 м со средней рейкой и бортовой обшивкой высотой не менее 0,15 м, а также проход вокруг кронблока.

Буровые вышки должны иметь рабочие площадки (полати) с укрытием для бурового (верхового) рабочего от неблагоприятных атмосферных условий. Площадки шириной не менее 0,7 м делают с перилами высотой 1-1,25 м со средней рейкой и бортовой обшивкой высотой 0,15 м.

Основание площадок (полатей) должно быть изготовлено из прочного материала и прикреплено к ногам вышки при помощи хомутов и болтовых соединений. Крепление основания к деревянным ногам вышки при помощи скоб и гвоздей запрещается.

Внутри вышки на уровне рабочих площадок (полатей) должен быть смонтирован палец для размещения бурильных свечей при подъеме снаряда из скважины.

Полу всех площадок и ступени лестниц должны быть выполнены из листовой стали с рифленой поверхностью или из досок толщиной не ме­нее 40 мм (сплошные).

При использовании полуавтоматических элеваторов устройство рабочих площадок (полатей) не требуется. В этом случае буровая вышка оборудуется свечеприемником, а мачта должна иметь свечеприемную дугу.

При длине бурильной свечи более 14 м в вышке на высоте половины длины свечи устанавливают промежуточный палец. Пальцы, свечеукладчик и свечеприемную дугу страхуют стальным канатом, предотвращающим их падение при поломке, и располагают так, чтобы не мешать движению талевого блока и элеватора.

Вышки и мачты буровых установок в районах, где возможны полеты самолетов на высоте, соизмеримой с высотой вышки или мачты, должны иметь сигнальные огни.

У буровой установки со стороны рабочего (основного) выхода устраивают приемный мост с уклоном не более 1 : 20 из досок толщиной не менее 40 мм. Ширина моста должна быть не менее 2 м. При работе «на вынос» длина приемного моста должна превышать длину выносимых бурильных труб (свечей) не менее чем на 2 м. У приемного моста оборудуют стеллажи с приспособлениями, предохраняющими трубы от раскатывания при их укладке.

Если приемный мост находится на высоте более 0,7 м, он изготов­ляется из досок толщиной не менее 50 мм и оборудуется со стороны, противоположной стеллажу, перилами.

Рабочие места бурового мастера и его помощника на самоходных и передвижных буровых установках должны иметь прочный настил из досок и укрытие от неблагоприятных атмосферных условий.

Талевые канаты должны иметь запас прочности не менее 3 по отношению к максимальной проектной нагрузке, а канаты для подъема и спуска вышки или мачты и грузов - не менее 2,5 по отношению к максимальной возможной нагрузке. На канаты должны иметься свидетельства (сертификаты) завода-изготовителя, которые хранятся в организации, использующей эти канаты.

Канат крепится на барабане лебедки с помощью специальных устройств, предусмотренных конструкцией барабана. Для правильной укладки каната на барабан лебедки буровая установка должна быть оборудована соответствующим устройством (оттяжной ролик или канатоукладчик). Мертвый конец талевого каната должен закрепляться тремя винтовыми зажимами и так, чтобы исключалось его касание элементов вышки или мачты. Радиус изгиба каната должен быть не менее девяти диаметров его.

Мертвый конец динамометру крепится через коуш. Приспособление для крепления мертвого конца должно быть закреплено на отдельном фундаменте или на раме основания буровой вышки.

Канат с подъемным инструментом должен соединяться с помощью коуша и не менее чем тремя винтовыми зажимами или канатным замком.

Во всех случаях при спуско-подъемных операциях на барабане лебедки должно оставаться не менее трех витков каната.

Все работающие канаты перед началом смены должны быть осмотрены буровым мастером с занесением результатов в буровой журнал. Кроме того, талевые канаты и канаты для подъема вышек ежедекадно и каждый раз после работы на предельных нагрузках должны осматриваться старшим буровым мастером с занесением результатов осмотра в «Журнал проверки состояния техники безопасности». Стальные канаты режут с помощью специальных приспособлений.

Так же рекомендуем посмотреть:

© 2007 Hydrotechnics.ru.
Использование материалов разрешается при обязательной установке
активной гиперссылки на сайт Hydrotechnics.ru рядом с опубликованным материалом.