Эксплуатация кранов

При эксплуатации крана не допускается превышение его грузоподъемности. Нарушение этого правила приводит к опрокидыванию крана, аварии и несчастным случаям.

В паспорте крана указывается его грузоподъемность при данном вылете стрелы. Превышение паспортной грузоподъемности крана во время его работы может произойти в результате:

-подъема груза (при вертикально расположенных нитях полиспаста), вес которого превышает грузоподъемность крана;

-увеличения вылета крюка с поднятым грузом, перемещением грузовой каретки или опусканием cтрелы;

-увеличения вылета крюка с поднятым грузом раскачиванием, оттягиванием грузового полиспаста от вертикали или установкой крана на площадке с большим уклоном пути;

-подъема краном заваленного или примерзшего груза.

В тех случаях, когда возникает необходимость в монтаже тяжелых и крупноразмерных строительных конструкций и технологического оборудования, разрешается перемещать грузы двумя кранами. При этом желательно применять краны с одинаковой грузоподъемностью и с одинаковым ходовым оборудованием. Если работают краны разных марок, необходимо обеспечить одинаковые или близкие скорости подъёма и опускания груза. При работе двух стреловых кранов особое внимание обращают на следующее:

-подготовку и состояние площадки;

-правильность строповки грузов;

-последовательность выполнения операций;

-возможность обзора рабочей площадки, объекта и поднимаемого груза в течение всего цикла обоими машинистами;

-соблюдение требования о нагрузке, приходящейся на каждый кран.

Одновременным подъемом груза двумя кранами руководит лицо, ответственное за безопасное производство работ или специально назначенный на этот период инженерно-технический работник, хорошо знающий устройство кранов, технологию монтажных работ и технику безопасности.

С целью предупреждения и запрещения работы стреловых кранов с недопустимыми грузами на кранах устанавливают ограничитель грузоподъемности ОГП-1.

Он состоит из датчиков, усилия и угла, релейного блока, панели сигнализации с указателем и сигнальными лампами. Работа ОГП-1 основана на принципе измерения усилия в стрелоподъемном или грузо­вом полиспасте и сравнении его с усилием, соответствующим предельно допустимому грузу на данном вылете стрелы. Ограничитель грузоподъемности монтируется на кране и включается в электросхему электрических и дизель-электрических кранов или в схему специальных исполнительных механизмов механических кранов так, чтобы при появлении перегрузки подавались соответствующие сигналы.

При погрузке и разгрузке грузов для безопасности автокран необходимо устанавливать на передние и задние выносные упоры (аутригеры). Под аутригеры, как правило, устанавливают подкладки. Затем при помощи винтов автокран выравнивают в горизонтальном положении, следя при этом за показаниями кренометра. Угол наклона автокрана должен быть не более 3°. Если же автокран не установлен на аутригеры, то его расчетную грузоподъемность следует снижать и принимать по таблице 9.

Из таблицы 9 видно; что грузоподъемность автокрана находится в обратной зависимости от вылета стрелы: чем больше вылет, тем меньше грузоподъемность. Несоблюдение норм грузоподъемности может привести к опрокидыванию автокрана, аварии и несчастным случаям.

Нередко в мелиоративных организациях для выполнения погрузо-разгрузочных работ используют экскаваторы, переоборудованные под краны. Следует помнить, что применять на указанных работах экскаваторы без кранового оборудования категорически запрещено. Ад­министрация организации обязана после переоборудования экскаватора под кран провести его освидетельствование с участием инспектора технадзора. Без разрешения инспектора технадзора переоборудованный под край экскаватор эксплуатировать запрещается.

Для обеспечения безопасной эксплуатации экскаваторов с крановым оборудованием необходимо своевременно в соответствии с заводской инструкцией производить их техническое обслуживание. При этом особое внимание уделяют техническому состоянию, осмотру и регулировке тормозов и муфт (тормоза стрелоподъемного механизма, противообгонной муфты ограничителя скорости опускания стрелы и др.).

Неисправность тормозных устройств и муфт зачастую - причина аварий и травмирования работающих.

При работе пневмоколесных кранов на выносных опорах, чтобы не превышать допустимые давления на грунт, применяют инвентарные башмаки, подкладки, а при работе кранов грузоподъемной силой более 250 кН - брусья и шпалы. Чтобы определить размеры опорных площадок, надо наибольшую нагрузку на выносную опору разделить на допустимое давление на грунт (основание) данной монтажной площадки.

Работа гусеничных кранов на свеженасыпанном неутрамбованном грунте, а также установка их по краю откоса котлована допускается только после соответствующей проверки несущей способности откоса и рыхлого грунта.

Таблица 9. Техническая характеристика автомобильных кранов с механическим приводом

Марка крана

Длина стрелы, м

Вылет стрелы, м

на высоких опорах

Без выносных опор

Высота подъема крюка, м

Расстояние между выносными опорами; м

Общий
вес крана,
кг

ЛАЗ-690

6,20

2,5

3,00

1,00

6,6

Поперек

6800-7000

 

3,5

1,50

0,75

6,4

2,1

 

 

 

4,5

1,00

0,50

5,9

Вдоль

 

 

 

5,5

0,75

0,40

5,0

2,6

 

АК-5

6,20

2,5

5,00

-

6,5

3,5

8100

 

3,5

2,75

-

6,1

 

 

 

 

4,5

1,80

-

 5,5

 

 

 

 

5,5

1,00

-

4,5

 

 

АК-75В

7,34

2,8

7,50

-

7,5

3,5

8700

 

3,6

4,80

 

7,3

 

 

 

 

4,0

3,80

-

7,1

 

 

 

 

5,0

2,70

-

6,5

 

 

 

 

6,0

2,10

-

5,7

 

 

 

 

7,0

1,65

-

5,2

 

 

К-51

7,35

3,8

5,00

-

7,0

2,8-3,0

12150

 

4,0

-

2,00

-

 

 

 

 

5,0

3,00

1,50

 

 

 

 

 

6,5

2,00

-

-

 

 

Так же рекомендуем посмотреть:

© 2007 Hydrotechnics.ru.
Использование материалов разрешается при обязательной установке
активной гиперссылки на сайт Hydrotechnics.ru рядом с опубликованным материалом.