Пуск холодильных установок
Перед пуском холодильных установок необходимо проверить:
-исправность приточно-вытяжной вентиляции;
-наличие специальных средств защиты (противогазы, аптечки, газонепроницаемые костюмы);
-исправность аварийного освещения;
-наличие и исправность защитного заземления электродвигателей, бронешлангов, металлорукавов и электрощитков;
-наличие и исправность защитного заземления электросетей;
-изоляцию токонесущих частей электроприборов;
-защищенность вращающихся и движущихся частей оборудования;
-наличие в электрощитах соответствующих предохранителей;
-проходы, которые следует освободить от оборудования, материалов и мусора;
-исправность полов.
Баллон с фреоном (выделяется по окраске, табл. 29) присоединяют к холодильной установке только на время зарядки, причем колпачковую гайку на ниппеле баллона открывать следует только в защитных очках.
Таблица 29
Прогревать баллон во время зарядки запрещается. После заполнения системы его сразу необходимо отсоединить.
Во время вынужденных остановок в пуске холодильных установок в зимний период необходимо из всех машин и аппаратов с водяным охлаждением, а также из водяных магистралей удалять воду, чтобы она не замерзла.
При пуске аммиачных холодильных установок причинами аварий могут быть:
-превышение предельно допустимого давления нагнетания;
-переполнение аппаратов аммиаком (аммиак поступает из баллонов, окрашенных в желтый цвет с черной надписью «Аммиак»).
Для того чтобы не допустить переполнения системы аммиаком, ее заряжают несколько ниже нормы. После пуска компрессора по температуре всасывания судят о необходимости добавления аммиака.
Нормы заполнения аппаратов аммиаком приведены в табл. 30.
Таблица 30
Причинами аварий при пуске холодильных установок могут быть:
-замерзание рассола в трубах испарителя;
-гидравлические удары.
Взрыв смеси аммиака с воздухом (он возможен при наличии аммиака в воздухе от 15,5 до 26,8%, а также в результате разложения аммиака на азот и водород, который в смеси с кислородом воздуха образует взрывоопасный гремучий газ).
При обращении с аммиаком и фреоном следует помнить, что:
-предельно допустимая концентрация аммиака в воздухе составляет 0,02 мг/л. При повышенной концентрации наблюдается раздражение слизистых оболочек и глаз, а попадание аммиака на кожу вызывает ожог;
-при наличии фреона в воздухе более 30% по объему появляются признаки удушья, а в атмосфере фреона человек погибает;
-жидкий фреон при попадании на кожу вызывает обморожение, попадая в глаза - их повреждение.
Во время пуска и работы холодильных систем запрещается:
-измерять вредное пространство компрессора;
-вести сварочные и паяльные работы на аппаратах и трубопроводах, заполненных аммиаком или фреоном;
-производить демонтаж аппаратов и трубопроводов, если из них не удален хладагент. Работы по удалению хладагента необходимо выполнять при открытых окнах и дверях, при непрерывной работе аварийной системы вентиляции и в противогазе, под наблюдением назначенного ответственным инженерно-технического работника и представителя пожарного надзора.
Все трубопроводы холодильных установок, соединяющие между собой аппараты и машины, независимо от того, изолированы они или нет, должны быть окрашены:
-фреоновые и аммиачные всасывающие - в синий цвет, фреоновые и аммиачные нагнетательные - в красный;
-жидкостные - в алюминиевый;
-подающие и обратные для хладоносителя (рассола либо охлаждаемой воды) - в серый;
-водяные (охлаждающей воды) - в зеленый.
Направление движения хладагента в трубах должно быть указано стрелками черной краской на видных местах вблизи каждого вентиля и задвижки.