Подземные работы

Перед началом выполнения работ должен быть разработан проект производства работ, предусматривающий:

-водопонижение, удаление грунтовых вод, а также характер и порядок крепления;

-сохранение существующих коммуникаций, зданий и сооружений, находящихся над подземными разработками;

-запас необходимых материалов и инструмента на поверхности для применения в аварийных случаях;

-способы и порядок подъема грунта и средства сигнализации;

-наличие запасных выходов, ограждения и мероприятия по быстрому выводу людей в случае аварий;

-способы вентиляции и освещения выработок;

-правила спуска и подъема людей;

-порядок производства подземной проходки в зависимости от способа проходки   (механизмами,  продавливанием,  ручной  выработкой).

Руководить работами должен инженерно-технический работник, специально сдавший экзамены на право производства этих работ.

На весь период подземных работ устанавливается круглосуточное наблюдение за производством работ, состоянием забоев, геологических и гидрогеологических условий.

При выполнении работ под зданиями, железной дорогой (трамвайными путями) необходимо согласовывать производство работ с администрацией организаций, в ведении которых находятся эти сооружения.

Все трубопроводы под давлением, находящиеся над местом производства подземных работ, должны быть отключены.

В стволах глубиной больше 5 м, предназначенных для движения людей, и в подземных выработках длиной более 15 м должны быть оборудованы электрическая и звуковая сигнализации или телефонная связь с дублирующей световой сигнализацией. Знание и умение пользоваться этой сигнализацией следует систематически проверять и делать отметку в журнале. Передавать сигналы голосом запрещается.

В шахтах, туннелях, трубопроводах перед производством сварочных работ имеющаяся вентиляция должна быть устроена на основании расчета. Необходимо ежемесячно контролировать при помощи газоанализаторов наличие вредных примесей в часы интенсивного выделения газов, результаты анализов записывать в журнал. Для выявления метана, углекислого газа необходимо всегда иметь зажженную контрольную предохранительную лампу. Все рабочие должны быть снабжены спецодеждой, спецобувью, газоанализаторами, касками, специальными противогазами, безопасными лампами и др.

При обнаружении вредных газов в количестве, превышающем норму, или прекращении работы вентиляции необходимо все работы прекратить, людей вывести и работы не возобновлять до ликвидации этих явлений. Рабочих нельзя допускать к производству работ в выработке с опасными условиями, недостаточным или слабым креплением, нависающими козырьками, разработанным и невывезенным грунтом, невывезенным оборудованием, мешающим разработке.

При необходимости спуска людей в ствол глубиной до 20 м должен быть специальный спуск отдельно от ствола, оборудованный лестницами с перилами и лазами, обшитый сплошной доской или стальной сеткой. При глубине ствола более 20 м спуск или подъем людей следует производить специальной подъемной машиной.

Крепление устья ствола шахты должно выходить от уровня площадки на 0,5 м, а само устье должно быть закрыто прочным настилом, на который запрещается складировать породу, оборудование и материалы.

Вокруг устья следует оставлять свободный проход на расстоянии 1,0 м.

Временное и постоянное крепления ствола в неустойчивых грунтах не должны иметь зазоров между собой. Такие же правила креплений необходимо соблюдать в туннелях и штольнях.

Отставание крепи от забоя в устойчивых породах допускается не более 1 м.

Для защиты работающих в забое ствола от падения грунта над ними должен быть оборудован потолок не выше 4 м.

При постоянной кладке стенок ствола временное крепление можно разбирать только после засыпки пазух, находящихся за выложенной стенкой высотой не менее 1,2 м.

При возведении крепи и сбойки забоя рабочие должны находиться в закрепленной части выработок. При деформации установленной крепи необходимо ставить отдельную крепь, а деформированную заменять только по одной раме.

Спускать в ствол элементы можно только под руководством механика и производителя работ при действующей сигнализации.

Производить проходку подземных туннелей и коллекторов разрешается щитами диаметром не менее 2 м.

При щитовой проходке разработка грунта разрешается в пределах козырька щита, если:

-смонтированный щит с механизмами и приспособлениями принят по акту комиссии;

-горизонтально забиты шпунты, чтобы порода не выпадала выше козырька;

-щит передвигается только на длину блочного кольца после закрепления блоков;

-дано письменное разрешение главного инженера на продвижение щита в устойчивых грунтах без закрепления забоя на длину двух его передвижек.

Щит можно передвигать только под руководством производителя работ и дежурного слесаря.

При передвижении щита пребывание людей в забое запрещается, кроме наблюдающих за креплением.

Все пустоты за крепящими блоками должны быть заполнены путем нагнетания цементно-песчаного раствора и уплотнения (сразу же после перестановки щита).

Блоки диаметром 2,5 м и больше после перестановки необходимо проверять на эллиптичность, при сверхдопустимой эллиптичности следует немедленно устанавливать специальные крепежные кольца.

Горизонтальное продавливание труб должно осуществляться на основе проекта производства работ.
Рабочие могут находиться внутри продавливаемого трубопровода, если:

   

При длине более 40 м обязательно должна быть вентиляция. Пребывание внутри трубопровода не должно превышать 1  ч с интервалами в 30 мин.

Обязательна надежная связь и сигнализация между рабочими, находящимися  внутри  трубопровода,  и  лицами,  находящимися  снаружи.

Запрещается разрабатывать любой грунт вручную вне предела ножа трубопровода, а разработка его проводится, когда конец трубы заполнен грунтом на длину ножа.

Кроме того, запрещается ручная разработка, когда возможен прорыв в забой вод или содержимого колодцев, выгребных ям, когда возможно скопление газов, а также в водонасыщенных грунтах.

Все оборудование, применяемое для продавливаиия, должно перед началом работы испытываться и иметь положенные приборы.

Горизонтальный транспорт в штольнях и туннелях должен удовлетворять таким требованиям: между рельсами нужно укладывать щитовой сплошной настил, вплотную друг к другу без порогов, расстояние между стенками выработки и габаритами подвижного состава должно быть не менее 70 см, а в местах сцепки и расцепки - не менее 1 м.

Недопустимо нагружать опрокидывающиеся вагонетки выше кузова; они должны  иметь  запоры  против  произвольного  опрокидывания;  при  их  разгрузке нельзя применять рычаги вместо инвентарных башмаков (упоров).

При ручной откатке:

-скорость на горизонтальных путях не должна превышай. 4 км/ч;

-нельзя оставлять вагонетки без сопровождающих;

-расстояние   между   передвижными   вагонетками   должно   быть  не   менее 10 м;

-уклон путей не должен быть больше 0,002.

На  передней  стенке вагонетки устанавливают световой сигнал.

Запрещается применять одновременно ручную и механизированную откатку в одних и тех же выработках.

При канатной откатке допускаемая скорость не должна превышать на горизонтальных путях при бесконечном канате 3,6 км/ч, апри конечном канате - 5,4 км/ч.

Лебедки необходимо надежно укреплять и оставлять проход для обслуживания шириной не менее 0,7 м, причем должны быть сигнализирующие устройства, гарантирующие передачу сигналов мотористу; в неосвещенных выработках передвигать вагонетки запрещается.

Электрическое освещение должно питаться от двух источников. Напряжение должно быть 12-36 в в зависимости от условий. Освещать необходимо каждый марш; прожекторы следует применять в выработках высотой не менее 3 м; чтобы свет не ослеплял, стекла должны быть матовыми.

В подземных выработках выключатели должны быть герметическими, запрещается применять масляные и сухие котельные трансформаторы открытого типа. Электрооборудование возле газовых сетей и канализационных коллекторов должно быть взрывобезопасным. Запрещается применять двигатели внутреннего сгорания.

Так же рекомендуем посмотреть:

© 2007 Hydrotechnics.ru.
Использование материалов разрешается при обязательной установке
активной гиперссылки на сайт Hydrotechnics.ru рядом с опубликованным материалом.