Безопасная работа со стропами

Такелажник (стропальщик), допущенный к самостоятельной работе, должен:

-знать устройство обслуживаемого грузоподъемного механизма, его грузоподъемность при различных вылетах стрелы;

-следить за исправным состоянием стропов и крюков и наличием при каждомиз них бирки или клейма с указанием инвентарного номера, допускаемой нагрузки и даты испытания (о каждом замеченном повреждении, а также об отсутствии бирки или клейма такелажник (стропальщик) должен немедленно сообщать мастеру или прорабу);

-правильно обвязывать и подвешивать груз на крюк;

-правильно укладывать строительные конструкции, оборудование, материалы и детали;

-знать способы подъема и опускания оборудования и материалов ручными и   механизированными   такелажными   приспособлениями на  месте монтажа;

-знать такелажные узлы и способы крепления стальных канатов болтовыми зажимами;

-знать требования, предъявляемые к такелажному оборудованию, цепям, канатам, таре, правила их эксплуатации, периодичность проверки и испытания, правила хранения и браковки;

-знать правила и способы сигнализации при перемещении и монтаже (демонтаже) строительных конструкций и оборудования;

-знать нормы заполнения тары;

-знать и строго выполнять совмещенный график работы по захваткам и не допускать работы крана в той захватке, где работают люди.

При производстве погрузочно-разгрузочных работ такелажнику (стропальщику) запрещается:

-центрировать поднимаемый или опускаемый груз своим весом;

-во время перемещения груза на ходу поправлять строповку;

-находиться под грузом и при перемещении груза на расстоянии от него менее 3 м;

-находиться в машине при загрузке или разгрузке машины;

-допускать посторонних лиц в зону работы крана;

-подавать команды на подъем и опускание груза, не убедившись в том, что в зоне перемещения не находятся люди;

-направлять груз в места, где имеются посторонние предметы, мешающие укладке груза;

-устанавливать груз без подкладок и прокладок;

-стропить груз не всеми имеющимися крюками;

-применять стропы, не соответствующие весу и характеру груза;

-работать без спецодежды, рукавиц, жилета и красной повязки.

Стропы испытывают на нагрузку, в 1,25 раза превышающую их номинальную грузоподъемность после изготовления, ремонта, а также после установки крана, но не реже одного раза в год. Каждое испытание следует фиксировать в специальном журнале, находящемся у главного механика.

Величину натяжения в ветви стропа рассчитывают по формуле:

где: S - натяжение, возникающее в каждой ветви;

Q - вес груза;

п - количество ветвей стропового каната или цепи;

 - угол наклона каждой ветви стропа к вертикали, при = 0°; 30°; 45°,
  соответственно будет равен 1,0; 1,15; 1,42.

Таким   образом,   при   угле    = 0°   величина   натяжения в ветви стропа будет

,    при           

При           

Каждые 10 дней прораб или мастер должен производить осмотр стропов.

Результаты внешнего осмотра следует заносить в специальный журнал осмотра грузозахватных приспособлений и грузозахватного оборудования; выбракованными стропами работать запрещается.
Нормы браковки канатов даны в табл. 5.

Нормы браковки канатов

Число обрывов проволок каната при износе или коррозии, при котором канат бракуется, приведено в табл. 6.

При износе или коррозии, достигших 40% и более первоначального диаметра проволок, канат должен быть забракован. Кроме того, канаты бракуются по изломам, перегибам и по выступающим за габариты канатов прядям проволоки.

Канаты следует накладывать на поднимаемый груз равномерно, без углов, перекрутки, а на острых ребрах груза подкладывать под стропы прокладки для предохранения их от перегибов и перетирания.

Категорически запрещается сращивать канаты и тросы узлами.

Петли канатов можно соединять сжимами (число сжимов определяется в зависимости от диаметра каната, но должно быть не менее трех); расстояние между сжимами должно быть не менее шести диаметров каната. Количество сжимов, шаг их расположения и длина свободного конца каната от последнего зажима приведены в табл. 7.

Дуга зажима должна быть расположена со стороны короткого конца каната, а затягивающие гайки - со стороны натянутой части каната, как это показано на рис. 3.


Рис. 3. Соединение петли каната сжимами:
а - неправильно; б - правильно; в - неправильно.

После установки сжимов проводят пробное натяжение каната, снимают нагрузку и дополнительно подтягивают гайки, после чего проверяют, хорошо ли затянуты сжимы. Во время работы необходимо следить за состоянием сжимов и при необходимости подтягивать гайки.

Допускается также соединение петель канатов путем заплетки свободного конца каната при помощи проколов каната каждой прядью. Число проколов каната каждой прядью в зависимости от его диаметра должно быть следующее: при диаметре каната до 15 мм - не менее четырех; при диаметре каната от 15 до 28 мм - не менее пяти и при диаметре каната от 28 до 60 мм - не менее шести. Последний прокол каждой прядью производят половинным числом ее проволок (половинным сечением пряди). Допускается последний прокол делать половинным количеством прядей каната.

Принудительное продевание стропов через отверстия или надевание их на крюки, а также применение для этой цели молотков и других инструментов запрещается.

Если поднимаемый груз имеет отдельные свободно лежащие части, то их следует убрать или укрепить так, чтобы они не могли упасть или зацепиться за конструкции здания. Такелажник (стропальщик) должен следить за тем, чтобы в начале подъема груза его руки не оказались защемленными между грузом и стропом.

После окончания работы или во время перерыва груз не должен оставаться в подвешенном состоянии.
Опускать груз надо так, чтобы стропы не защемлялись им и легко снимались с него. Снимать стропы можно только после прочной установки груза на подкладки.

При выполнении зацепки и обвязки грузов несколькими такелажниками (стропальщиками) одного назначают старшим и ответственным за производство работ.

Стропы всегда подбирают такой длины, чтобы угол между ветвями (в натянутом состоянии) не превышал 90°.

Работа с подъемным механизмом допускается только с грузом, величина которого известна и сообщена стропальщику (такелажнику) прорабом или мастером.

Выбор чалочного приспособления в зависимости от веса поднимаемого груза приведен в табл. 8.



Стропальщик (такелажник), находясь в стороне от груза, подает крановщику сигналы о перемещении груза. После подъема груза на 0,5 м стропальщик (такелажник) дает сигнал «Стоп» и осматривает при отсутствии стандартных петель для крюков или других инвентарных зацепов увязку груза, проверяет исправность крепления и центровки и, если все в порядке, разрешает крановщику перемещать груз в положенном направлении.

Перед опусканием груза стропальщик обязан предварительно проверить место его установки и убедиться, что опущенный груз не упадет, не опрокинется и не сползет в сторону.

Запрещается поднимать грузы любым подъемным устройством, если они засыпаны землей, песком, заложены другими грузами, примерзли к земле, залиты бетоном; запрещается также подтаскивать грузы.

Так же рекомендуем посмотреть:

© 2007 Hydrotechnics.ru.
Использование материалов разрешается при обязательной установке
активной гиперссылки на сайт Hydrotechnics.ru рядом с опубликованным материалом.