Дефекты трубопроводов и способы их устранения

Испытаниями трубопроводов выявляют дефекты труб и муфт, монтажа и уплотнителей. Дефекты на трубопроводах при их испытании могут образоваться по вине заводов-изготовителей труб и материалов и по вине строителей.

Наиболее характерные дефекты асбестоцементных и чугунных трубопроводов с резиновыми уплотнителями следующие:

-сплющивание резиновых колец в двухбуртной и резиновых манжет в самоуплотняющихся муфтах и раструбах, потеря эластичности резиновых колец и манжет;

-выпирание колец из муфт и манжет в раструбах при повышении давления в трубопроводе;

-образование разрывов, трещин и каверн в трубопроводе и муфтах при испытании;

-неправильное положение колец и манжет в муфтах и раструбах;

-неправильная обточка концов труб или внутренней поверхности  муфт  и  раструбов;

-неправильное положение соединительной муфты на стыке или конца трубы в раструбе;

-перемещение труб или искривление оси трубопровода по вертикали.

 Контроль сварного шва трубопровода

Контроль сварного шва трубопровода

Сплющивание колец и манжет и потеря ими эластичности - это дефекты по вине завода-изготовителя. Их устраняют путем демонтажа соединений и замены колец и манжет.

Если резиновое кольцо успело отвердеть, а так чаще и бывает, то демонтаж невозможен и приходится распиливать муфту по оси трубопровода. Для установки нового кольца, манжеты или новой муфты требуется демонтаж еще одного соседнего соединения. Если резиновое кольцо при монтаже не зашло за рабочий выступ и выдавливается из двухбуртной муфты, то для устранения этого дефекта стык можно перемонтировать, не разбирая трубопровода.

Кольцо, выдавленное вследствие повышенной эластичности, требует замены и демонтажа при этом двух соседних соединений.

При переточке концов асбестоцементных труб, а также расточке муфт заменяют трубы и муфты или, если возможно, подбирают более толстые в сечении резиновые кольца.

Перекосы резиновых колец и манжет при монтаже возникают при неправильном натягивании муфт или труб, из-за неоднородной эластичности уплотнителей или неправильного положения их на трубе, в муфте или раструбе.

Кольца с большими швами и искаженным некруглым сечением при натягивании муфт могут перекручиваться, в местах перекручивания образуются винтообразные каналы, по которым возможна утечка воды из трубопровода.

Иногда резиновые кольца и манжеты падают в зазор между стыками труб. Причина — большой зазор между концами труб, плохая смазка манжеты или перетяжка двухбуртной муфты. Расположение обоих колец на одном конце трубы также свидетельствует о перетяжке муфты.

Дефекты, вызванные неправильным положением колец, ликвидируют перемонтажом соединений без разборки трубопровода. Если же требуется замена резиновых уплотнителей, то разборка трубопровода неизбежна. Недотянутая или перетянутая муфта или не до конца вдвинутый в раструб конец гладкой трубы и дефекты, вызванные ими, - это результат недостаточной внимательности рабочих, монтирующих соединение.

Перемещение трубопровода или искривление оси его происходит вследствие односторонней засыпки трубопровода и траншеи грунтом, просадки труб в местах неустойчивого основания или размыва грунтовыми и атмосферными водами.

В местности, где отсутствуют системы централизованного водоснабжения, пользуются колодцами, строительство которых по приемлемой цене можно заказать на сайте http://мастера-колодцев.рф/chistka-kolodca/chistka-kolodcev-v-aleksandrovskom-rajone-i-aleksandrove/ . Часто это бывает единственным способом обеспечения населения водой, особенно в удаленных местах.

В процессе испытания трубопровода возможны подвижки труб и искривление оси трубопровода, если он не засыпан грунтом или засыпан недостаточно.

Трещины и разрывы труб при испытаниях образуются из-за плохого качества труб, выпускаемых заводами-изготовителями, или из-за небрежного обращения с трубами на строительстве и при перевозках.

Все трубы, в которых обнаруживаются трещины, разрывы, раковины, обломы концов, в процессе испытаний подлежат замене другими.

Наиболее характерные дефекты на стальных трубопроводах при внешнем осмотре следующие:

-трещины, выходящие на поверхность сварного шва или основного металла;

-наплывы и подрезы в местах перехода наплавленного металла к основному металлу трубы;

-поры и прожоги;

-неравномерное усиление сварного шва по ширине и высоте;

-недопустимые смещения кромок свариваемых труб.

Кроме внешнего осмотра стыки, сваренные электродуговой сваркой, проверяют на сплошность физическими методами без разрушения (рентгеновскими лучами, гамма-лучами, магнитографическим и ультразвуковым методами). При этом контроле стыки бракуют, - если обнаружены трещины, непровары глубиной более 10% от толщины стенок труб, шлаковые включения и поры на глубину более 10% от толщины стенок труб, а также скопления включений и пор в виде сплошной сетки в шве независимо от их глубины.

Допускается местный непровар и шлаковые включения на глубину 10-20% от толщины стенок труб, но длиной не более 30 мм, а также скопления пор на длине не более 15 мм.

Трещины длиной менее 50 мм, а также дефектные участки шва длиной не более 1/i окружности трубы можно ликвидировать с помощью ручной электродуговой сварки. Для этого дефектные участки предварительно расчищают или вырубают и на их место наплавляют новый металл. Исправленные швы проверяют вторично.

Так же рекомендуем посмотреть:

© 2007 Hydrotechnics.ru.
Использование материалов разрешается при обязательной установке
активной гиперссылки на сайт Hydrotechnics.ru рядом с опубликованным материалом.