Транспорт грунта

Вторым участком работ на строительстве земляных плотин является дорога от карьера до места укладки грунта. На этом участке выполняются две строительные операции:
 
-перевозка грунта из карьера в плотину;
 
-устройство и поддержание дороги в рабочем состоянии.
 
Экскаватор прямая лопата работает в комплекте с транспортными  средствами (автосамосвалами или тракторными тележками), которые выбирают с учетом соотношения между емкостью ковша экскаватора и их грузоподъемностью.
 
Если по условиям объекта можно применять несколько способов разработки и транспорта, то выбирают вариант, по которому стоимость единицы объема работ будет наименьшей.
 
Для автосамосвалов или тракторного поезда необходимо определить производительность и число их на один экскаватор.
 
В начале вычисляют эксплуатационную производительность автосамосвала или тракторного поезда по формуле
 
            
где  

Qк - объём грунта в кузове, приведенный к объему в плотном теле, м3;

Кт - коэффициент   неравномерности   подачи  транс­портных средств под погрузку, равный 0,9;

Т- продолжительность рейса машины, мин;

Кв - коэффициент использования машин по времени.

где   

G - грузоподъемность машины,  тс;

  - плотность грунта в карьере, т/м3.

Продолжительность рейса

где  

t1 - время подачи машины под погрузку,  2 мин;

t2 - время погрузки, мин;

t3 - время груженого хода машины, мин;   

t4 - время разгрузки, да 2 мин;

t5 - время порожнего хода, определяется так же, как и t3, но при скоростях порожней машины, мин.

где 

Кп - коэффициент увеличения  продолжительности погрузки из-за случайных задержек (Кп=1,1);

Пэ - эксплуатационная производительность экскаватора в карьере, м3/ч.

где

L1, L2,…Ln  - длины участков дороги с разными условиями (уклоны,  проходимость),  м;
 
v1, v2, ...,vп - скорости груженой машины на этих участках дороги, м/мин;
 
К3 - коэффициент, замедления (К3 = 1,05-1,1).
 
Количество автосамосвалов или тракторных тележек на один экскаватор будет:

      

Для создания лучших условий работы экскаватора в транспорт погрузку грунта следует вести полными ковшами. Число полных ковшей грунта т на одну транспортную единицу определяют по формуле

 где   

q - геометрическая   емкость   ковша   экскаватора, м3;  
 
Кн и Кр1 - коэффициенты наполнения  и  приведения объема рыхлого грунта к объему в естественном состоянии. Принимают целое число ковшей, соблюдая условие

 Значения скоростей автосамосвалов при удовлетворительном состоянии грунтовой дороги даны в таблице 14.

Трассу дороги от карьера до плотины следует выбирать более короткую, она должна иметь допустимые уклоны и радиусы поворотов. Устройство и поддержание дороги в рабочем состоянии заключается в профилировании ее грейдерами и уплотнении грунта полотна катками.

Ширину полосы движения автомобильных землевозных дорог назначают в зависимости от ширины автомобилей:
 
ширина автомобиля, м.................2,4; 2,7; 3,4
ширина полосы движения, м.......3,5; 3,8; 4,7
 
Радиусы закруглений дорог назначают в пределах 60-100   м.   Число  полос движения зависит  от  пропускной способности дороги. Руководящий уклон дорог принимают равным 5%.  Поверхностные воды отводятся кюветами с продольным уклоном 0,2%. Проезжая часть автомобильных землевозных дорог в зависимости от интенсивности движения, согласно СНиП Ш-Б.1-62, должна иметь следующее покрытие:
 
а) грунтовые профилированные, улучшенные добавками и укрепленные вяжущими материалами,
 
б) грунтощебеночные  и  грунтогравийные,   обработанные вяжущими материалами; 
 
в)  щебеночные,  гравийные,  шлаковые;
 
г) щебеночные черные, гравийные черные;
 
д) бетонные сборные  и  монолитные  (при  очень  интенсивном движении).
 
Содержание дорог в исправном состоянии нормируют по ЕНиР (сб. 20, вып. 2).

Так же рекомендуем посмотреть:

© 2007 Hydrotechnics.ru.
Использование материалов разрешается при обязательной установке
активной гиперссылки на сайт Hydrotechnics.ru рядом с опубликованным материалом.