Планировка дна и откосов

В твердых минеральных грунтах планировку дна и откосов проводят до их укрепления.

В слабых грунтах в первую очередь осуществляют планировку и крепление подошвы откосов и дна, а затем планировку откосов.

Трудоемкость планировочных работ определяется качеством разработки выемки каналов.

Квалифицированные экскаваторщики разрабатывают выемку точно, откосы и дно получаются ровными, а планировка их не составляет трудностей.

Для планировки откосов широко применяют планировщик-разрыхлитель откосов конструкции ЛитНИИГиМ (рис. 26). При планировке

Подробнее...

Восстановление профиля канала

Когда работы по креплению дна и откосов осуществляют несвоевременно, то во многих случаях каналы деформируются.

Поэтому в этих случаях при креплении каналов приходится восстанавливать его первоначальный профиль. Оползший грунт удаляют экскаватором или вручную на берму.

Ямы, образовавшиеся от оползания, засыпают грунтом пахотного слоя или дерниной и утрамбовывают. Затем укладывают два слоя дерна.

Дерн приколачивают кольями, длина которых подбирается так, чтобы острые концы их вошли в нетронутый грунт на 10 см.

Таким же способом восстанавливают размытые откосы, дно канала.

В тех случаях, когда деформация каналов происходит из-за гидродинамического давления грунтовых или подземных вод, в первую очередь следует устранить водное питание, а затем приступить к исправлению

Подробнее...

Крепление подошвы откосов и дна

Для этих целей применяют хворост,доски, фашины, дерн, булыжник.

Бетонные и железобетонные плиты и лотки. Кроме того для крепления дна используют гравий и щебень В связи с тем что самым распространенным материалом является хворост, подошвы откосов в настоящее время крепят в основном плетнем.

Хворост заготавливают из кустарников, намеченных к уничтожению. Следует отметить что хорошо сплетенный  хворостяной  плетень  надежно укрепляет подошву откосов.

Наряду с положительными сторонами плетневого крепления имеются и отрицательные: трудоемкость устройства и сравнительно короткий срок службы (3-6 лет). Кроме того, плетни не позволяют проводить механизированную очистку каналов.

Объем работы по креплению каналов хворостяным плетнем уменьшается с каждым годом. Так в 1967 г было укреплено 2346,3 км каналов, а в 1975 г  1424 км что объясняется сокращением протяженности открытых каналов и отсутствием свободной рабочей силы для проведения ручных работ.

Доски и фашины для крепления подошвы откосов и дна применяют в небольшом объеме.

Подробнее...

Крепление откосов дерном

Этот способ в республике находит широкое применение. 

Крепление откосов дерном предотвращает деформации каналов и увеличивает их долговечность. Каналы, укрепленные плетнем и дерном, служат 3050 лет и более.

По данным В. Ю. Шилейка, каналы, укрепленные плетнем, дерном и засевом многолетних трав, при хорошем надзоре имеют неограниченный срок службы.

Дерном откосы каналов покрывают всплошную или только нижнюю часть шириной 0,51 м. В последнем случае верхнюю часть откосов укрепляют засевом многолетних трав.

Для крепления откосов следует использовать дерн с мокрых естественных лугов с густым травостоем. Такой дерн не ломается при свертывании.

Перед заготовкой дерна траву необходимо скосить. Дерн рекомендуется вырезать полосами шириной 30-40 см, толщиной 57 см при помощи специального дернореза. Затем полосы разрубают на куски длиной 1  - 2 м и погружают на тракторные сани для перевозки к каналам.

Подробнее...

Крепление откосов засевом многолетних трав

Площади, подходящие для заготовки качественного дерна, уменьшаются с каждым годом. В некоторых случаях для этих целей используют даже культурные луга.

Однако дефицит в дерне все же остается. Кроме того, несмотря на положительные стороны крепления откосов дерном (местный и дешевый материал, надежность крепления откосов и т. д.), эти работы трудоемкие и не поддаются механизации.

В настоящее время сплошная одерновка откосов применяется редко. Обычно сочетают одерновку с засевом многолетних трав. При этом способе нижнюю часть откосов шириной 0,51 м укрепляют дерном, а верхнюю часть засевают многолетними травами. Соотношение крепления откосов каналов одер-новкой и засевом многолетних трав меняется.

Так, в 1961 г. было одерновано 13,3 млн. м2 откосов, а засеяно 1,04 млн. м2, в 1975 г. соответственно 2,44 и 7,99 млн. м2. Следует отметить, что до образования корневой системы трав откосы могут подвергаться деформациям. Многие деформации происходят в течение небольшого отрезка времени после отрытия каналов.

Поэтому откосы рекомендуется крепить как можно быстрее и в короткие сроки. В этом отношении наиболее эффективна одерновка откосов. Засев многолетних трав малоэффективен для крепления откосов каналов в неустойчивых грунтах. Практика показала, что наилучшие результаты крепления откосов каналов достигаются при сочетании одерновки и засева многолетними травами.

Подробнее...

Крепление каналов гравием, камнем, бетонными и железобетонными плитами

Этими средствами обычно укрепляют участки каналов с большим уклоном дна (где могут быть большие скорости течения воды) или каналы, вырытые в слабых грунтах.

Гравий диаметром 20-40 мм (или щебень) применяют для крепления дна каналов, отсыпая его из кузова автомашины лотком после крепления подошвы и откосов.

На лоток гравий подает рабочий. При медленном движении машины щебень через лоток сыплется на дно канала. При этом второй рабочий перетаскивает нижний конец лотка. Отсыпанный гравий на дне разравнивают слоем 10 см.

Для мощения дна и откосов каналов используют напольный камень диаметром 15-20 см. Мостовую делают на слое гравия и мха толщиной соответственно 10 и 5 см. Гравий разравнивают и покрывают мхом (рис. 32).

Вместо мха можно применять стеклохолст. По подошве откосов и поперек дна канала через каждые 5-10 м, а также по окраинам мостовой кладут более крупные камни. При мощении камни укладывают так, чтобы они прижимали друг друга. Зазоры между камнями допускаются минимальные.

Мостовая должна быть сплошной. Ни один камень не должен свободно подниматься руками. Булыжную мостовую обычно устраивают для быстротоков.

Подробнее...

Строительство лотков, установка предупредительных знаков и реперов-пикетов

Для стока поверхностных вод в каналы в пониженных местах строят лотки.

Литгипроводхоз в зависимости от площади водосборного бассейна и других условий разработал восемь типов лотков для многократного применения.

На рисунке 35, а, б изображены конструкции лотков для стока поверхностных вод с бассейна площадью соответственно 3 и 10 га.

Эти лотки разрабатывают бульдозером и отдельные работы проводят вручную. Для крепления лотков используют дерн, булыжник и другие материалы.

В неустойчивых грунтах крепление выполняют в виде булыжной мостовой или строят лотки из железобетонных блоков (рис. 36).

В тех случаях, когда по берегу канала устраивают полевые дороги, строят трубчатые лотки-переезды из асбестоцементных труб диаметром 300 мм.

Подробнее...

Строительство дренажа. Транспортирование дренажных труб и развозка их по объектам

В Литве гончарные дренажные трубы изготавливают семь заводов (Даугельский, Гелгаудишкский, Краштайский, Пильвишкский, Аникщяйский, Рокайский и Таурагский). Кроме того, строится большой Игналин-ский завод. Гончарные трубы по организациям и объектам развозят железнодорожным транспортом и автотранспортом.

Исследованиями установлено, что автотранспортом целесообразно перевозить дренажные трубы диаметром 40-100 мм на расстояние до 70 км, а трубы диаметром 125-250 мм - до 120 км. На большее расстояние дренажные трубы следует транспортировать по железной дороге.

Для перевозки дренажных труб по железной дороге сконструированы специальные стойки, позволяющие размещать контейнеры на железнодорожной платформе в два этажа (рис. 37).

На станции дренажные трубы перегружают на автотранспорт и развозят по объектам осушения или по складам мелиоративных строительных организаций в контейнерах.

Подробнее...

Разбивка дренажных систем

Разбивка дренажных систем в основном проводится двумя способами: линейными измерениями и при помощи мензулы.

При первом способе разбивку дренажных систем начинают от коллекторов, проходящих вблизи геодезических знаков. Геодезические знаки на плане соединяют прямыми линиями (рис. 39) и по ним измеряют расстояния до точек пересечений с коллекторами.

Если характерные точки коллекторов не лежат на этих линиях, то из них опускают перпендикуляр или продляют их до пересечения с вышеуказанными линиями. Все найденные расстояния переносят в натуру.

Для разбивки дрен используют геодезические знаки и размеченные коллекторы. Дрены разбивают по группам в одном направлении, начиная с той, которая имеет наибольшую длину.

На ней из двух точек на расстоянии 50-100 м восстанавливают два перпендикуляра. Расстояния между дренами откладывают на перпендикулярах. Полученные точки соединяют прямыми линиями, на которых отмечают длину дрен от коллектора.

Подробнее...

Подготовка технических данных для строительства дренажа

Качество строительства дренажа во многом зависит от соблюдения проектных уклона и глубины дрен. Для этого необходимо подготовить технические данные и строго придерживаться их при выполнении работ.

Пикетаж по осям коллекторов и дрен осуществляют через каждые 10 м. В начале и в конце коллектора, а также в местах поворота и в местах изгиба уклона забивают более устойчивые пикеты.

При устройстве дренажа многоковшовыми экскаваторами ЭТС-202 или ЭТЦ-202А пикеты выносят на расстояние 155 см от оси траншеи. Если для устройства дренажа используют одноковшовый экскаватор, то пикеты выносят в любую сторону от оси на такое расстояние, чтобы гусеницы экскаватора не повредили пикеты. При строительстве дренажа канавокопателями пикетаж производят после отрытия траншей и на любом откосе траншеи. После пикетажа проводится нивелировка пикетов.

Нивелировку коллекторов (рис. 41) начинают с устойчивых пикетов: начала и конца, поворотов, изгибов проектного уклона и в понижениях местности. После проведения такой нивелировки, рассчитывают отметки и фактическую глубину коллекторов. Эта глубина сравнивается с проектной для проверки проекта.

Подробнее...

Строительство дренажа в минеральных грунтах. Подготовительные работы

Для разработки траншей многоковшовыми экскаваторами необходимо подготовить трассы: удалить кустарник, пни, камни и разровнять трассы бульдозером мощностью 50-75 кВт в 1-2 прохода.

По подготовленным трассам развозят и раскладывают дренажные трубы, фасонные части и фильтрующие материалы.

Затем проводится пикетаж и подготовка технических данных.

Подготовительные работы заканчивают натягиванием копирующего тросика.

Хорошее натяжение тросика исключает его провисание от собственного веса и веса указки многоковшового экскаватора.

Для натягивания тросика применяют ручные лебедки.

Неподвижные части стоек следует всаживать в грунт до уровня ножек, а подвижные части устанавливают на требуемую высоту в соответствии с расчетами по журналу нивелирования (графа 5) и закрепляют.

Подробнее...

Строительство дренажа в торфяных грунтах

В предварительно осушенных болотах, когда в траншею вода фильтруется незначительно, дренаж строят многоковшовыми экскаваторами таким же способом, как и на минеральных грунтах.

Дренажные трубы следует засыпать менее разложившимся торфом слоем 15-20 см.

Хорошо разложившийся торф (степень разложения больше 25%) является малофильтрующим, заклеивает зазоры между трубами, и вода не попадает в дрены.

В тех случаях, когда нет торфа со степенью разложения менее 25%, трубы рекомендуется обкладывать фильтрующим материалом слоем 5-7 см.

Если в траншею фильтруется напорная вода, то трубы рекомендуется засыпать крупным песком или гравием.
В аллювиальных болотах, когда верхний слой торфа заиленный, дренажные трубы обкладывают стеклохолстом толщиной 0,8-1 мм и засыпают незаиленным торфом (15-20 см) из более глубоких слоев.

В топких болотах, когда торф сильно насыщен водой, дно траншеи бывает слабым и является плохим основанием для укладки труб. В таких случаях гончарные дренажные трубы укладывают на настилы или в пакетах длиной 1,5-2 м. Пакеты делают из фильтрующего материала и деревянных пластинок, скрепленных проволокой.

Подробнее...

Строительство дренажа в неустойчивых грунтах при выходе напорных вод и в грунтах, питаемых грунтовыми водами

Неустойчивые грунты - плывуны. Но их свойства могут приобретать пылеватые грунты, насыщенные водой, а также пески средней крупности, крупные и даже суглинки с большим количеством коллоидных частиц.

При строительстве дренажа в пылеватых грунтах необходимо принимать специальные мероприятия. Наибольшее распространение такие грунты имеют в Шакяйском и Вилкавишкском районах, а в других - их площади незначительны.

Сухие пылеватые грунты мало чем отличаются от супесей. Особое свойство пылеватых грунтов - совместно с водой проникать через самые мелкие щели. Поэтому закрытый дренаж, построенный обычным способом, быстро заносится, особенно во время весенних паводков или во время ливней и продолжительных дождей. Часто над дренами образуются воронки. Большой объем грунта через дрены выносится в каналы.

Как известно, примерно две трети площади республики составляют равнины и низменности, а одну треть - холмистый рельеф. На холмистом рельефе часто встречаются избыточно увлажненные земли грунтового питания.

Подробнее...

Строительство дренажа в каменистых грунтах

В Литве значительная часть избыточно увлажненных земель засорена камнями. К каменистым относят такой грунт, когда на траншею длиной 10 м приходится 0,08 м3 камней.

Но устройство дренажа затруднено и при меньшем количестве камней (0,02- 0,08 м3 на 10 м траншеи).

Дренажные траншеи в каменистых грунтах разрабатывают многоковшовыми и одноковшовыми экскаваторами, а также канавокопателями.

Многоковшовые экскаваторы применяют в слабокаменистых грунтах с мелкими камнями (диаметр до 15-20 см). Если многоковшовый экскаватор не разрабатывает за смену 150-200 м траншеи из-за простоев при удалении камней из траншеи, то его использовать нецелесообразно.

Для разработки траншей многоковшовыми экскаваторами необходимо провести все подготовительные работы и удалить камни, лежащие на поверхности земли.

Остальные операции аналогичны операциям при устройстве дренажа в обычных условиях. Но следует иметь в виду, что в каменистых грунтах многоковшовый экскаватор не выдерживает заданного уклона дна.

Поэтому перед укладкой труб необходимо проверять глубину траншеи и уклон дна прямоугольной рейкой от копирующего тросика экскаватора. В этом случае длина прямоугольной рейки принимается равной константе многоковшового экскаватора.

Подробнее...

Строительство сооружений дренажных систем

Основные сооружения дренажных систем - устья, поглотители, контрольные и подземные колодцы.

Устья служат для выпуска воды из дренажных систем в канал, в реку или озеро. Обычно устья делают железобетонные или асбестоцементные. В торфяном грунте применяют деревянные устья.

Устья устраивают в следующем порядке. Вначале на откосе канала укладывают сборный бетонный лоток (рис. 42). Высота верхней бровки лотка должна соответствовать проектной высоте устья.

Основание устья подготавливают         на  грунте естественного залегания с некоторым уклоном в сторону канала. На основание укладывают устья. С обеих сторон забивают деревянные колья диаметром 5-7 см и длиной 80 см, которые поверху устья перевязывают проволокой.

Вместо деревянных кольев можно использовать и стальные стержни диаметром более 12 мм. В минеральном грунте устья обкладывают глиной, которая хорошо уплотняется, а в торфяном грунте - хорошо разложившимся торфом.

Подробнее...

Строительство дорог и сооружений на каналах и реках. Общие сведения

Для эксплуатации осушаемых земель необходимы дороги и гидротехнические сооружения (перепады, быстротоки, шлюзы-регуляторы и др.).

При строительстве дорог через каналы и реки требуются мосты или трубчатые переезды.

Мелиоративные строительные организации республики ежегодно строят около 50-80 мостов и 2500-3000 трубчатых переездов, 100-200 прочих сооружений и 700-800 км дорог.

В основном дороги прокладывают с гравийным покрытием, но используют и бетонные, железобетонные, асфальтовые покрытия. В некоторых случаях гравийное покрытие укрепляют цементом и известью. В среднем за последние 5 лет на 1000 га осушенной площади в республике строят 16,5 сооружения (15 трубчатых переездов, 0,4 моста и 1,1 прочего) и около 4 км дорог. Бетонных и железобетонных работ на 1 га выполняется около 1 м3, в том числе 0,5-0,6 м3 сборных железобетонных изделий.

Мосты, трубчатые переезды, шлюзы-регуляторы и другие сооружения строят по сборникам проектов Литгипроводхоза.

Мосты обычно возводят сборные железобетонные с одним, двумя и тремя пролетами шириной соответственно 6, 12 и 18 м. В некоторых случаях длина мостов может быть больше. Ширина проезжей части: 6,   7 и 8 м, а ширина боковых дорожек 0,3 и 1 м. Кроме того, строят пешеходные железобетонные мостики шириной 1 м.

Подробнее...

Строительство полевых дорог

На осушаемых землях полевые эксплуатационные дороги, как правило, строят без кюветов. Насыпь для таких дорог делают невысокой (40-50 см).

Технологическая схема строительства полевой дороги без кюветов показана на рисунке 44.

Растительный слой грунта снимают и отсыпают его в кавальеры бульдозером. Траншеи для гончарных дренажных труб диаметром 75 см разрабатывают многоковшовым экскаватором по обеим сторонам дороги на расстояние 0,5В+150 см от оси.

Разработанный грунт отсыпают в кавальеры. Из этого уплотненного грунта бульдозер формирует дорожное полотно высотой 40-50 см. Если для отсыпки дорожного полотна грунта не хватает, то многоковшовым экскаватором параллельно разрабатывают вторые траншеи, грунт из которых также отсыпают в насыпь.

Уложенные дрены обкладывают фильтрующим материалом и засыпают гумусовым грунтом из кавальера 1. Над траншеями грейдером формируют палообразные борозды. Остатки гумусового грунта из кавальера 1 разравнивают по этим бороздам.

Гравийное покрытие, как правило, кладут на уплотненный слой песка толщиной 15-20 см. Гравийное покрытие можно делать в один слой толщиной 16-18 см и в два слоя. В последнем случае на уплотненный песок отсыпают слой более крупного гравия толщиной 12-16 см (60% толщины покрытия). После его уплотнения отсыпают слой 'более крупного гравия толщиной 12 - гравия толщиной 8-12 см (40% толщины покрытия) для связывания крупных частиц.

Подробнее...

Строительство мостов

Как уже отмечалось, наибольшее распространение нашли сборные железобетонные мосты с одним, двумя и тремя пролетами.

Литгипроводхоз разработал 24 модификации таких мостов. Отличаются они друг от друга шириной проезжей части, высотой насыпи, шириной и конструкцией боковых дорожек и некоторыми конструктивными отличиями. На рисунке 45 показана конструкция моста с тремя пролетами. Его строят при высоте насыпи у опор от 1,4 до 2,2 м.

Отклонения расположения свай в плане не должны превышать 6,5 см. После забивки свай на требуемую глубину их обрезают на проектной отметке.

Насадки применяют сборные или их бетонируют на месте. Сборные насадки опускают на подготовленные сваи. Перед бетонированием насадок устанавливают опалубку. Для уплотнения бетонной смеси применяют электромеханические вибраторы с питанием от передвижной дизельной электростанции. Бетонную смесь, как правило, готовят на полигонах сборного железобетона (такие полигоны имеет каждая организация мелиоративного строительства) и развозят на автосамосвалах.

Подробнее...

Строительство трубчатых переездов

Конструкция трубчатого переезда диаметром 150 см из раструбных труб с длиной каждой секции 200 см показана на рисунке 47.

При строительстве трубчатого переезда без применения отводящего канала воду, скопившуюся за верхней перемычкой, можно откачать насосом и выпустить вниз по течению за пределы площадки строительства трубчатого переезда. Этим же насосом откачивают воду, поступающую в котлован трубчатого переезда.

Если дебит слишком мал и вода не успеет подняться до верха перемычки за время укладки опорных стенок и труб, то необходимость в откачке воды отпадает.

После устройства перемычек воду с верхнего бьефа на нижний через котлован следует пропускать по полиэтиленовой трубе. Вода, поступающая в котлован, откачивается насосом. Если грунты в котловане песчаные, неустойчивые, то его осушают при помощи иглофильтровых установок.

Котлован под трубчатый переезд разрабатывают экскаватором с последующей доработкой грунта вручную. Дно котлована выравнивают, отсыпают слой гравия и хорошо уплотняют его. Толщину слоя гравия под трубы делают 40 см, а под опорные стенки - 10 см. При наличии неустойчивых грунтов трубы укладывают на железобетонные плиты.

Подробнее...

Еще статьи...

  1. Строительство систем двухстороннего регулирования влажности почвы. Общие сведения
  2. Строительство трубопроводов. Разбивка трасс трубопроводов
  3. Разработка траншей под трубопроводы
  4. Укладка чугунных труб
  5. Укладка стальных труб
  6. Монтаж арматуры сети
  7. Строительство насосных станций. Бетонирование и гидроизоляция подземной части здания насосной станции
  8. Монтаж подземной части насосной станции из железобетонных блоков
  9. Каменные работы при строительстве надземной части насосной станции
  10. Устройство перекрытий и отделочные работы при строительстве насосных станций
  11. Монтаж гидромеханической части насосных станций
  12. Культуртехнические работы. Общие сведения
  13. Удаление кустарника и деревьев
  14. Корчевка пней
  15. Сбор и удаление напольного камня
  16. Корчевание камней
  17. Сбор камней в кучи
  18. Погрузка на транспорт и перевозка камней на специальные полигоны
  19. Планировка поверхности
  20. Комплексная и эксплуатационная планировка
  21. Первичная обработка осваиваемых земель
  22. Кротование
  23. Известкование кислых почв
  24. Закладка культурных лугов и пастбищ. Общие сведения
  25. Внесение удобрений
  26. Посев многолетних трав
  27. Устройство изгородей и скотопрогонов
  28. Обводнение пастбищ

Так же рекомендуем посмотреть:

© 2007 Hydrotechnics.ru.
Использование материалов разрешается при обязательной установке
активной гиперссылки на сайт Hydrotechnics.ru рядом с опубликованным материалом.